?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Об истории народа
Веселый
chispa1707
Картинка потырена здесь: https://bskamalov.livejournal.com/4422508.html
Автор подметил, что точно такие же коврики с оленями видел в своем селе на китайской границе. Фильм 1947 года, Польша еще не в сфере экономического влияния СССР, но материальная культура народов одинакова. Более того, в США до становления доллара как международной валюты был совершенно тот же уровень жизни простого народа, что и в Польше или Болгарии. Продолжу под катом.
***

***
Из чего состоит история этой женщины? А там все просто: детство, школа, работа, муж, ребенок, дом, старость, смерть. Это не история, это именно цикл, - как у цветка в природе. Помню, историки долго муссировали идею о цикличности времени в прошлом. Вчера был похож на завтра один в один. Это неточно. В значительной мере циклична жизнь человека, жизнь семьи, жизнь общины... Если писать историю народа, то она будет разделена на 20-30 кусков с разным уровнем организации труда и жизни, но внутри каждого такого куска день будет похож на день. Внутри такого куска истории нет. История творится на стыках кусков и... за пределами этих социальных структур.
***
Говоря о цикличности времени, историки были неправы. Время циклично только в первичных ячейках общества. И время категорично нециклично там, где история ДЕЛАЕТСЯ. И это НЕ первичные ячейки.
***
Поэтому истории народа самой по себе нет, и, видимо, не может быть. Есть история развития цивилизации, и движущие силы этого развития наднародны, надсемейны и надчеловечны.
***
Историки создавали истории стран и народов, а это при таком раскладе заведомо нерешаемая задача. Вот и приходилось недостающее в их картине созидательное начало подменять иллюзорным: пассионарными монголами, неукротимым Ал. Македонским, героикой трудового подвига и заведомо пустыми спорами о роли личности в истории...
***
Позднее дополнение. Я бы сравнил историю с закваской в молочной субстанции. Сначала эта закваска превращает животную основу в сыр (разумное человечество), а затем и сыр подвергается допереработке и начинает состять преимущественно из закваски. Настаивающие на строго животной либо на строго божественной природе человека неправы, поскольку вычеркнули из рассмотрения процесс развития. Но и сам по себе этот процесс - не история; он ведь развивается не в безвоздушном пространстве, а на человеческой конкретике. Есть над чем подумать.


  • 1
"Есть история развития цивилизации, и движущие силы этого развития... надчеловечны"

Очень мощная формулировка простой мысли! Без допущения идеи о том, что "хозяева истории" имеют надчеловеческую природу добиться более-менее толкового понимания прошлого есть "заведомо нерешаемая задача".

К сожалению, люди не имеют [не могут иметь] методов понимания тех, кто обладает надчеловеческой природой.

Edited at 2019-02-11 05:24 (UTC)

Кое-что мы все-таки можем. Разберемся мало-помалу, что наше, а что не наше.

  • 1