***
Вспомнил пост https://apxiv.livejournal.com/338746.html о Наполеоне, ждущем депутации бояр, которых как бы к 1812 году уже нет. Однако если обратиться к учебникам, то российские законы непосредственно перед "Весной народов" прямо таки дышут боярщиной - натуральной, из 1550 года: даже если потомство барина слабоумное, оно все равно и есть единственный источник власти и закона. Проблема устраняется регентством, но все равно - от имени суверена.
***
Столкнулся с двояким толкованием секуляризации: одна из них настоящая (поздняя), а вторая (ранняя) неверно истолкована, и, на деле, не секуляризация (раздел между родственниками), а банальная конфискация по итогам проигранной кем-то войны. Та же ситуация с освобождением крепостных и рабов: ранние акты освобождения рабов определенно связаны со сменой власти; освобождают не просто рабов, а кровно обязанных из янычарской страты. Есть и проще вариант: если при штурме города архивы сгорели, надо делать красивый жест, и всем, кто был должен, все простить - просто в силу отсуствия их кабальных расписок. Эти задвоения, конечно, сильно мешают, поскольку выяснить, что именно было на деле, порой попросту невозможно.
***
Нижняя Саксония нашествия переселенцев с севера не пережила. Возможно, этот регион и есть эпицентр эмиграции, через который шло Великое переселение народов. Швеция, насколько помню, тоже обошлась без вторжения с севера, и что мы видим? В период польского Потопа как раз шведы и осуществляют экспансию, а потом как-то сами собой рассасываются, впитываются средой, - точь-в-точь как партия иммигрантов. Причина проста: сколько бы городов переселенец ни захватил, а надо встраиваться в уже существующую систему отношений, а значит, становиться своим, растворяться в местных.