?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Что не так с бумазеей
Веселый
chispa1707
Бумазея - ткань с льняной основой и хлопчатобумажным утком (то, чем перевивают основные нити). Люди давно заметили, что хлопок мягок и приятен телу и отлично начесывается (конструктивно, бумазея - та же фланель). Одна беда, весь хлопок Старого Света коротковолокнистый - 0,7-1,5 см, нить слабая, рвется, и ткачи нашли компромиссное решение: нити основы крепкие льняные, а уток - хлопчатый.

ДАТЫ

История утверждает, что в Валенсии бумазею и кисею ткали вплоть до изгнания арабов, а это 1212 год (потом разучились). В Милане и южно-немецких городах бумазею начали делать чуть позже - уже в XIV веке. В Англии бумазею впервые сделали при Елизавете I, то есть, не позже 1603 года.
Но стоит открыть гуглэнграмс, как обнаруживаются совсем иные даты.

http://books.google.com/ngrams/graph?content=%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%8F&year_start=1700&year_end=2000&corpus=25&smoothing=3&share=

Вот динамика упоминаемости термина "бумазея" на французском и немецком языках.
бумаз фр
А вот - на русском и английском. Как видим, абсолютный лидер всей ткацкой промышленности Англия начала использовать слово около 1890 года.
бумаз рус
Теоретически это должно означать, что дешевый коротковолокнистый ост-индский хлопок появился в Европе не так давно. И этому сомнительному тезису есть подтверждение примерно 1840 года (машинный перевод): "Волокна индийского хлопка рвутся часто, из-за отсутствия хорошей длины пряди. Чтобы избежать высоких расходов, которые требовали изменения в машинах, британское колониальное правительство ввело в Индии американский хлопок".

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:

Так оно и было. Индийский хлопок с длиной волокна 0,7-1,5 см НИКОГДА не годился для главного - для основы ткани, так что в Европе его пускали на фитили для масляных ламп, а в Средней Азии - на ватную подбивку халатов.

Американский (перуанский) хлопок имеет длину волокна до 4 см, и вот вопрос, почему англичане, плававшие в Новый Свет едва ли не раньше испанцев (то же Кабот), не ввезли перуанский хлопок в Индии на два-три столетия раньше?
Мой ответ: Америку открыли не ранее 1770-1790 годов, а стабильно плавать туда начали не ранее 1820 года, - на сей счет есть замечательная статистика появления товаров Нового Света (смотрите предыдущую статью).

Примерно в то же время (чуть раньше) научились огибать и Африку, и первый хлопок, увиденный европейцами, это коротковолокнистый азиатский. Сырье неплохое, дешевое, а потому ткачи быстро наладили производство бумазеи - с прочной льняной основой и начесанным утком из хлопка. Целиком хлопчатое полотно появится лишь после того, как по свету распространится выращенный рабами и еще более дешевый перуанский длинноволокнистый хлопок.

ПОЗДНЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Хорошая картинка.
Оппонент использовал другое название бумазеи.
И, соответственно, получил иной результат.


img_u5hcljgqdosldzisf4g_104098

  • 1
(Удалённый комментарий)
-- Америку открыли не ранее 1770-1790 годов

Очень решительно рвет шаблон. Хотелось бы хоть что-то подтверждающее.
Я еще готов принять 1600-1630 годы вероятного открытия, тогда есть время на постепенное освоение территорий Нового Света.
Христианско-миссионерский запал конкистадоров еще вполне уместен.
В конце 18 века трудно представить себе испанцев насаждающих свое господство в Новом Свете.

В статье много дат ранее 1770 года.
... хронологические сдвиги в 167 лет и в 251 год.

Может предположить дату открытия Америки как 1492+251=1743 ?


Логично.
Оба сдвига - цикл Урана в периоде: 83,5, затем 167, затем 250,5, потом 334 (связывает 14 век с 18-м) и так далее.

Сдается мне, что выводы несколько категоричны. Нельзя сбрасывать со счетов множество факторов могущих влиять на процесс. Инертность, например. Как человеческую, так и промышленную.
Яркая параллель с бесшатунным двигателем Баландина. При всех его преимуществах - в сравнении с аналогичным по мощности двигателем вес меньше в 2 раза, моторесурс больше в 4 раза - его так и не пустили в производство. Поскольку это самое производство до тонкостей было настроено на шатунный вариант. Вот так до сих пор и ездим, перебирая шатунами.)А приближающаяся эра электрокаров в принципе хоронит сию примечательную конструкцию.
Да мало ли таких примеров... Двигатель Курочкина, например.

Edited at 2012-11-22 16:30 (UTC)

"вес меньше в 2 р., моторесурс больше в 4 р."

???

  • 1