chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О методологии науки - 1

Обещаю излагать просто и по существу.
Сначала дам список методов научного познания.
1. Универсальные методы познания:
1.1. Анализ и синтез
1.2. Абстрагирование
1.3. Обобщение
1.4. Индукция и дедукция
1.4.1. Индукция
1.4.2. Дедукция
1.5. Аналогия
1.6. Моделирование
2. Эмпирические научные методы:
2.1. Эмпирическое знание
2.2. Наблюдение
2.3. Описание
2.4. Измерение
2.4.1. Прямое измерение
2.4.2. Косвенное измерение
2.5. Эксперимент
3. Теоретические научные методы:
3.1. Теоретическое знание
3.2. Метод мысленного эксперимента
3.3. Идеализация и формализация
3.3.1. Идеализация
3.3.2. Формализация
3.4. Аксиоматический метод
3.5. Гипотетико-дедуктивный метод
3.6. Восхождение от абстрактного к конкретному
3.7. Исторический и логический методы
***
Рассчитываю не на точное знание определений (буду их в упрощенном виде давать), а на здравый смысл читателя.
***
Анализ и синтез – наиболее элементарные приемы познания, и они противопоставлены один другому: анализ расчленяет целое на части, а синтез такие части соединяет. Однако противопоставление этих приемов – ошибка. Нельзя в познании синтезировать то, что не было предварительно проанализировано (разложено по полочкам). Эти два приема не равны и не противолежат, в процессе познания они последовательны: сначала анализ, и лишь затем – синтез.
***
Более того, между этими двумя приемами лежит еще один не упомянутый в списке элементарный прием – систематизация. Никто не синтезирует плутоний с воблой в силу заведомой ненужности. Сначала познаваемое анализируется (разбирается по кусочкам), затем систематизируется: плутоний – к металлам, вобла – к продуктам питания) и лишь затем – синтезируется: воблу - к пиву, а плутоний - в реактор. Синтез ДО этапа систематизации, как при игре в рулетку, даст 90 % проигрышей.
***
Хаотический синтез используется человеком (особенно детьми) только для смеха, и даже в таком синтезе человек стремится действовать системно: голову – на место головы, а хвост – на место хвоста.
***
***
Художник провел все три операции: проанализировал, разделив на части, тела известных ему живых существ, систематизировал: ноги к ногам, головы к головам, и лишь затем синтезировал – с намеренным искажением системности и при этом системно. Другой последовательности действий для познания нет, поскольку каждый последующий этап опирается на достижения предыдущего. В случае с классификацией утконоса (с позиций биологии 19 века столь же странного, как и грифон) эти три этапа разделены десятилетиями, и тем лучше видно, что без второго этапа нет третьего, а без первого – нет второго.
***
Не буду морочить головы и дам собственный, тесно увязанный список базовых методов, где каждый следующий этап познания невозможен без предыдущего.
***
0. Пребывание внутри аксиоматической картины мира. Действий нет
1. Наблюдение
2. Гипотеза
3. Анализ
4. Систематизация
5. Синтез
6. Моделирование
7. Теоретизация
8. Аксиоматизация
***
А теперь – по пунктам распишу.
***
0. ПРЕБЫВАНИЕ
Человек держит в уме абстрактную, то есть, уже познанную картину мира. Часть этого знания – животная: мы инстинктивно избегаем нападения на нас, крупных животных, боли, утопления, падения с высоты и тянемся к вкусным запахам и представителям противоположного пола. Мы не изучали этого специально, это нам дано даром, сразу.
***
Часть знания приходит с житейским опытом: человек учится прыгать, плавать, драться, флиртовать, и даже самые ученые мужи порой тратят на отношения с женщинами и своими детьми не меньше энергии, чем на работу. И, да, та картина личной жизни, что встроена в наши головы, прямо влияет на научные результаты.
***
Отдельно стоит поставить общественные представления человека. Ученый-социолог, выросший на догматах апартеида, будет встраивать это видение в каждую свою работу. Общественные аксиомы по степени воздействия на результат исследования ничуть не слабее строго научных.
***
И на самом кончике этого айсберга – собственно научная аксиоматика. Ученый прекрасно отличает гипотезу от теории и теорему от аксиомы, однако на практике большинство многократно подтвердившихся данных принимаются человеком как аксиомы - на веру. Исследование еще не началось, а влияние всей этой махины на будущий результат уже предопределено. И именно с этим багажом человек осуществляет первый этап научного познания – наблюдение.
***
1. НАБЛЮДЕНИЕ
Метеослужба наблюдает за самыми обыденными для нее процессами, не особо надеясь на научный прорыв, но это наблюдение – тоже наука, поскольку неизбежно порождает всю цепочку последующих этапов познания и в итоге, как минимум, уточняет познанное раньше.
***
Инструментальная вооруженность наблюдения непринципиальна: главное в нем – новые данные. Если данные парадоксальны, сразу пахнет переменами, но даже, если сведения самые обыденные, их количество рано или поздно перерастает в качество, а значит, и в перемены.
***
Если нет акта наблюдения, не будет и всего последующего перечня приемов. Даже когда исследователь пересматривает середку научного процесса, он опирается на данные чьих-то наблюдений.
***
Наблюдение – самый важный этап познания. Читал, как начальник археологической экспедиции выбросил в отвал найденный в средневековых слоях роскошный нуклеус, - как волос из борща. Научное познание остановлено на самом первом этапе. В 1917 году активно горели архивы Охранки. В 1872 году были сожжены госархивы Франции по 1857 год. Сфера наблюдения, соответственно, резко сузилась. Хотя с другой стороны, если нет данных, – нет и целой серии научных проблем, а значит, нет и повода менять с таким трудом созданную картину мира. «Нуклеусы» выкидывают чаще, чем мы думаем.
***
2. ГИПОТЕЗА
Данные наблюдений дают основание для выдвижения гипотезы. Гипотеза предполагает доказательства, и данные наблюдений из серии возможных доказательств – первичные.
***
Гипотеза всегда базируется на общей (всегда устаревшей) картине мира. Причина: эта картина мира пронизана миллионами доказанных логических связей, и не опираться на них означает утратить связь с собственным образом реальности. В случае с выброшенным нуклеусом была угроза именно этому образу реальности, а значит, и возможности создать хорошо защищенную гипотезу, - и включилась самоцензура.
***
3. АНАЛИЗ
Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения). Если предмет наблюдения – необычный синоптический феномен, изучают все сопутствующие погодные факторы, а если – птица, идентифицированная на уровне гипотезы как черный лебедь, следует изучить его органы и образ жизни с целью убедиться, что это именно лебедь, а не новый вид.
***
Здесь хорош пример с утконосом. На этапе наблюдения «нуклеус» просто выбросили, - никто не поверил, что такое животное реально. На этапе гипотезы его отнесли к кротам, и лишь на этапе анализа органов оказалось, что это млекопитающее откладывает яйца.
***
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Утконоса нельзя отнести и к птицам, и к рептилиям, и к млекопитающим одновременно, требуется точно определить какой-то один класс, - иначе рухнет вся биологическая аксиоматика, построенная именно на классах. Впрочем, иногда именно так и происходит: рушится аксиоматика, и тот же теплород оказывается в прошлом.
***
На мой взгляд, научные взгляды терпят изменения, прежде всего, на этом этапе. Не в тот момент, когда в слоях средневековья находят нуклеус, не в момент выдвижения гипотезы – в такой ситуации заведомо ненадежной - и не в момент анализа всех сопутствующих нуклеусу артефактов, а на этапе систематизации проанализированных данных. Может, например, оказаться, что нуклеусов больше одного, что присутствие их в группе с другими артефактами исторически необъяснимо, а собрались эти предметы все вместе потому, что у них идентичная плотность и масса. Просто стратиграфия как наука базируется на ошибочной гипотезе о поочередном формировании слоев (ошибочность постулата была доказана фундаментальным экспериментом не позднее 1994 года). Система новых знаний о порядке формирования слоистости приводит к новой системе знаний и в археологии. Нуклеусы больше выкидывать не надо; их присутствие среди чужеродных артефактов с этого момента уже неопасно для карьеры.
***
Кстати, тот факт, что предеметы разных эпох склонны лежать вместе на так называемом "материке", археологам известен давно. Решить эту проблему пытался еще Дарвин (см. 2 том советского издания за 1936 год), предположивший, что в "самоуглублении" предметов и даже зданий повинны земляные черви. С 1994 года парадокс перестал быть парадоксом, и там, где предметы скопились на "материке", отныне следует искать следы оползня или иной причины механического разделения разнородных элементов на слои.
***
5. СИНТЕЗ
Синтез – это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
***
Именно после систематизации данных то, что было когда-то проанализировано по частям, поучает возможность непротиворечивого соединения в одно понятийное целое. Вобла попадает в раздел промысловых рыб и пивные ларьки, плутоний – к оружейникам, а утконос – в тот же отряд, что и ехидны.
***
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Найденное мной определение моделирования сильно заужено: в силу многозначности термина авторы с ним просто не справились. Для науки, на мой взгляд, моделирование процессов важнее моделирования объектов, поэтому прошедший синтез и нашедший свое место в науке новый объект обкатывают в самых разных, гипотетически родных для него процессах. Только так человек и узнает в точности, можно ли кормить утконоса кормом для рыбок, и как ведет себя плутоний в присутствии графитовых стержней. Здесь нужны все виды моделей - от чисто умственных до физически точных.
***
7. ТЕОРЕТИЗАЦИЯ
Термин часто используют как уничижительный – совершенно неоправданно. Сначала дам определение термина «теория».
***
Теория - учение, система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу.
***
Надо понимать, что в полной мере «открытые в данной области закономерные связи» проявляются не ранее этапа моделирования. Даже если исследователь угадал, с чем именно столкнулся, еще на этапе наблюдения, в полной мере связи проявят себя только на этапе моделирования процессов. И лишь после этого открытие будет готово к встраиванию в систему существующих научных знаний.
***
В тех случаях, когда новое открытие ломает существующую систему научных взглядов, встраивать его надо синхронно с корректировкой уже существующего научного багажа. Это болезненный процесс, и происходит он именно на этапе теоретизации – неизбежного и финального этапа познания.
***
8. АКСИОМАТИЗАЦИЯ
Аксиомами для человека являются не только те аксиомы, что определены так в учебниках. Все, что на опыте можно не доказывать, а просто принять на веру, человек принимает на веру. Классическая теория всемирного тяготения Исаака Ньютона это именно теория – не аксиома, однако на практике никто, ссылающийся на Ньютона в статье, не станет еще раз обосновывать ньютоновскую правоту. И так – во всем.
***
На этом этапе знание, признанное научным и прошедшее теоретизацию, переходит в разряд того, что никто не станет доказывать повторно – после автора. Есть одно - авторское – доказательство, и его хватает. Открытие встраивается в картину мира, изменяя и обогащая ее, и возникает новая аксиоматическая картина мира, с опорой на которую люди и продолжат совершать открытия и ошибки.
***
Здесь мы сами собой переходим в сектор «0. Пребывание». Цикл завершился и готов к повторению.
***
РЕЗЮМЕ
Итак, я перегруппировал научные приемы таким образом, чтобы получилась эта тесно связанная группа, в которой каждый последующий прием невозможен без реализации предыдущего.
***
0. Пребывание
1. Наблюдение
2. Гипотеза
3. Анализ
4. Систематизация
5. Синтез
6. Моделирование
7. Теоретизация
8. Аксиоматизация
***
Два из девяти введены мной, остальные семь принципиально перегруппированы. С целью оправдать именно такой набор и порядок я приведу в систему и все остальные, указанные в списке самом начале.
(продолжение следует)
Tags: Методология, Определения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments