chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Ссудный процент и норма прибыли - истоки

Петр Кропоткин пишет: "выкуп земельной ренты считается тяжелым даже при условии платежа «au denier 25»; обыкновенно же при продаже земель берут 20 или даже только 17 раз годовую ренту". В России в ситуации принудительного выкупа земли крестьянами в 1883 году взяли 16 и 2/3. Это нижняя планка. В Европе 19 века при выкупе ленов или земли чаще всего звучит цифра 20 (обычных годовых выплат).

Основная проблема: нет ясности, что такое "обычные годовые выплаты". Наиболее известная годовая выплата - десятина, однако Кропоткин пишет, что: "Десятина доходила... до пятой части или даже до четверти всего урожая". Испанский король, как пишут, брал пятину. Однако все это - принципиальная ошибка: пятую часть можно брать от урожая опия или канабиса, от захваченного в бою золота, но не с зерновых или, тем более, с брюквы.

Барингс-банк взял с Франции за свои услуги при продаже гособлигаций (Луизианская покупка) 12,5 %, точнее 1/8 часть. В дореформенном Римском счете десять это, скорее всего, восемь. Президент США Джефферсон в письме употребил число 3/8, то есть, мыслит осьмериками. Все без исключения монетные системы Европы вплоть до середины 19 века подразумевают деление на восемь. Наиболее часто употреблявшийся в Древнем Риме размер ссудного процента - 12, а это округленное число 1/8; точное значение 1/8 - 12,5 %. То есть, напрашивается вывод, что ключевое число - 1/8.

В России 1833-1857 годов число горожан устойчиво составляет 9 % от общего числа населения; это и есть тот средний излишек продуктов питания, что способно было выдать для города село. Добавьте расходы на транспорт и поправку на более благоприятный климат Европы, и вы получите как раз примерно 1/8 (12,5%) от урожая. Именно это значение я бы счел "нормальной" годовой выплатой стандартного европейского вассала. Это значение органично и для монетных систем, а они складывались долго, на опыте.

Должен ли вассал иметь возможность накапливать излишки? В идеале - нет. Хозяин ленов - сеньор, ему и все излишки должны идти. Феодальное устройство в точности равно семейному: сколько бы ни заработали неженатые и еще не отделенные сыновья, распоряжается маржей патриарх. На внешние рынки в норме выходит только старшая парантела - без вариантов. Она никому не подотчетна и целиком контролирует все основные потоки маржи внутри подотчетного ей сообщества. Современный аналог - директор - поступает совершенно так же.

Пишут, что на каком-то этапе возникли так называемые денежные феоды, когда рыцарям предоставлялась не земля, а денежное содержание. Это, по сути, - предшественник зарплаты. И сколько дозволялось оставлять себе держателю лена? Да столько же. Никакого смысла давать вассалу больше, чем требуется для содержания семьи, нет. Вассал может уйти, но рычагов надавить на сеньора у вассала нет; вассалу ничего не принадлежит.

Я бы счел нормой прибыли на селе в прошлом как раз эту 1/8, и она должна целиком уходить сеньорам. Эта прибыль большей частью вернется на село - в виде покупных серпов, например, для сельчан, однако, бесплатно. Причина: на ранних этапах развития подлинная сила старшей племенной парантелы - ее люди, которых она расценивает как свое потомство и как свою единственно реальную силу.

Итак, давая вассалу лен, способный дать 100 единиц, сеньор сразу планирует 12,5 % урожая забрать.
То же самое происходит при откупе: давая откупщику дело, монарх заранее заставляет откупщика отдать ему его запланированные проценты - обычно больше 12,5 %, поскольку в откупе обычно промыслы поприбыльнее крестьянского поля.

И почему в ссудном деле должно быть иначе? Дать ссуду на год - ровно то же, что дать на год лен. По сути, это одно и то же. Это означает, что в феодальной системе отношений кредитор становился для заемщика сеньором, и заемщик был обязан принести вассальную присягу на весь тот срок, пока не расплатится. Отсюда борьба Ватикана с обрядовой частью, делающей христиан вассалами евреев, в частности, запрет на прием очистительной ванной.

При этом, самые ранние ссуды - те, что давали крестьянским общинам монастыри, давались не для того, чтобы крестьянин наварился, а для того, чтобы он пережил неурожайный год. И чтобы пережить этот год, крестьянам надо 7/8 урожая, а не все 100 %. Эти ссуды - часть феодального планирования. Капитализма-то еще нет. Все без исключения родоплеменные структуры замкнуты на себя самих, и единственная их цель - увеличить единственно реальные активы, свое потомство.

К моменту передачи ленов в выкуп производительность на селе явно поднялась, на что указывают дополнительные поборы ресурсов, которые следовало сначала создать.

Таким образом с раннего ростовщичества снимаются практически все основные обвинения. Раннее ростовщичество - инструмент планирования, а не тотального отчуждения активов. Поэтому долги и прощались на каждый 4-й или 7-й год. На этом этапе отчуждение активов - вспомогательный и абсолютно необходимый механизм, - не более того.

Лучше всего эта ситуация видна в кабальном рабстве: на все то время, что кредитор подминает под себя должника, они в теснейшей связке: если плохо должнику, плохо и кредитору. Спекулятивного бумажного капитала еще нет; все расчеты идут в натурпродукте. Украсть и вывести активы на сторону сложно, а главное, никому еще не нужно. Нет еще этой "стороны" в виде свободного рынка, где можно продать, что угодно. Рынок на этом этапе межплеменной, и каждая сделка предполагает целую серию обрядов, делающих участников сделки побратимами: и очистительную ванну следует принять, и хлеб преломить, и под одной крышей переночевать, а то и - очень часто - женихами обменяться.

Ситуация изменилась только с появлением возможности накопления непродуктовых высоколиквидных активов - опия, соли и металлов.Только те активы, что поддаются накапливанию и длительному хранению, могли создать основу для экономики нового типа - спекулятивной.
Tags: Право
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments