?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
О фондах и активах
Веселый
chispa1707
Получил резкое упрощение общей схемы цивилизации. Все лежало под ногами - в традистории, черным по белому.
В эпоху Древнего Рима цивлизация стала стабильной. Все жили по одинаковым, в общем, племенным правилам, и общество было разделено только на этнически однородные касты (сословия) в зависимости от рода занятий. Аккуратно просмотрим их все.
.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
Основные фонды - Имение и души
Держатели фондов - Земельные магнаты
Способ управления - Аренда ленов
Арендаторы фондов - Ленники
Вид ренты - Дары сеньорам
Богатство - В товарах городов
Каста - Земледельцы
Сословие - Крестьяне
.
Очень важно, что село всегда считало приметой богатства городские товары: хороший стальной инструмент, ювелирку, стекло в окнах, железную кровлю, хромовую обувь, красивую посуду. Это и накапливали: инструмент передавали от отца к сыну, а кораллы - от матери к дочери. Даже земельный магнат по своей психологии тот же крестьянин: дворец построит, четверку лошадей заведет, жену оденет во все блескучее, но в городе ему жить нельзя, - можно что-то важное упустить на месте, в селе. Хороший земельный магнат пашет как заправский колхозный бригадир, - от зари до зари.
.
БЮРГЕРЫ
Основные фонды - Города и души
Держатели фондов - Князья и короли
Способ управления - Патенты и привилегии
Арендаторы фондов - Купцы и промышленники
Вид ренты - Десятина
Богатство - В пл. экв. и долгах села
Каста - Торговцы
Сословие - Бюргеры
.
Владельцы городов поступают ровно так же, как и земельные магнаты. Ставят на должности своих родичей, пользуются правом первой ночи, судят людей по принятым законам. Социально город от села в то время неотличим. Ключевое отличие: горожане не станут накапливать богатства в продуктах питания, которые они получают из села. Зерно горит, мясо портится, а в конопляном полотне крутизны нет. Свой товар копить тоже глупо. Чтобы иметь ту свободу маневра, что имеют богатые люди, горожанам нужны сверхликвидные платежные эквиваленты: соль, металл, опиаты, в конце концов. Впрочем, есть еще один признак богатства - чужие долговые обязательства. Это долги села в первую очередь, поскольку ситуация, в которой твой покупатель тебе вечно должен, идеальна. Село само дает повод к установлению такого контроля: то у них недород, то у них порча на уродившемся.
.
Эти две страты, селяне и горожане, составляющие собой 95 % населения - фундамент люброй экономики, это каждый скажет. Но этих двух страт недостаточно. Требуются, как минимум, еще и поставщики сверхликвидных платежных эквивалентов. И именно эта каста, на деле, рулящая, из общего перечня каст и сословий повсеместно выпущена.
.
КАСТА БЕЗ НАЗВАНИЯ
Основные фонды - Шахты и солеварни
Держатели фондов - персы, римляне, греки, армяне, татары и евреи
Способ управления - Родственный
Арендаторы фондов - Родственники
Вид ренты - Дары старшим или десятина
Богатство - В долгах городов
Каста - нет такой
Сословие - нет такого
.
Настаиваю на том, что шахтерский городок не то же самое, что ремесленно-торговый город на реке. Да, образ жизни сходен, однако держатели платежных эквивалентов не станут накапливать богатства ни в провизии, ни в инструменте, ни в самом платежном эквиваленте: солевару соль не нужна, как золото не требуется золотоискателю. Для него не это признак богатства. Для держателей эквивалентов ценность представляют городские долги и услуги. Город зависит от поставок села, а потому тоже уязвим, но главное, городу остро необходимы соль и цветные металлы, и загнать горожан в долговую яму для тех, кто назначаяет цену на соль и металлы, проще простого.
.
ВОИНЫ (АРИСТОКРАТИЯ)
Основные фонды - Силовой ресурс
Держатели фондов - римляне, татары, викинги
Способ управления - Найм и родство
Арендаторы фондов - Города и шахты
Вид ренты - Содержание
Богатство - Власть
Каста - Воины
Сословие - Аристократия
.
Силовики обычно располагают самым главным в военной логистике - транспортом. Это или ладьи, или лошади, хотя годятся и ослы. Прежде всего силовики нужны не селу и даже не городам, а держателем шахт и солеварен. Причина очевидна: ограбить шахтерский городок интереснее, чем деревенский амбар или склад городского кожевенника. Плюс, в реальной экономике к исполнению договоров периодически приходится принуждать силой. И вот все концы в смысле исполнения взаимных договоров в итоге сходятся в руках держателей эквивалентов.
.
Силовик может быть нанят и купцом, и земельным аристократом, но у шахтеров и расценки выше, и всегда есть чем заплатить.
.
Ясно, что шахтеры и силовики часто роднятся, - это удобно. Именно поэтому заметная часть римских императоров родилась в Сербии, известной своими воинскими традициями. И именно поэтому силовики ответственны за большинство переворотов на самом верху: они реально думают, что взять чужой банк достаточно для того, чтобы превратиться в банкира. Кончается это, как правило, плачевно.
.
Четвертая и последняя каста - священники. Эта позиция ключевая.
СВЯЩЕННИКИ
Основные фонды - Договор
Держатели фондов - Все стороны
Способ управления - Договорный
Арендаторы фондов - Юристы и ростовщики (Церкви)
Вид ренты - Десятина
Богатство - Чужие долги
Каста - Священники
Сословие - Священники
.
Священник нужен, прежде всего, как третье лицо, свидетель при заключении договора между сторонами, часто принадлежащим к разным этносам и верованиям. Поэтому ситуация, когда в храме стоят несколько статуй богов, нормальна: каждый купец клянется перед лицом своего божества. Именно поэтому в священных Писаниях столь много места уделено юридическим прецедентам. Не для того в Библии описаны грехи, чтобы относиться к этим сценам как к порнофильму; это все - базовые для того времени юридические ситуации.
.
Когда Церковь берет десятину при заключении торговой сделки, это вариант нотариальной пошлины, а не произвол. Дороговизна услуги тоже оправдана; поэтому священники частно еще и воины: к принуждению исполнения договоров регулярно приходится принуждать, - за это и десятину с клиентов брали. И очень-очень часто храмы - держатели платежных эквивалентов. Причина проста: эти сферы не могли не срастись. На мой текущий взгляд, исторически закон (церкви, нотариат), валютные (опиатные) спекулянты и силовики - одно неделимое целое, призванное - через деньги и принуждение - управлять 95 % населения в селах и городах. Никаким иным способом цивилизацию не создать.
.
ОСНОВНОЕ
Вопреки ожиданиям умников 19 века описанная система четырех каст нестабильна. Города хотят эквивалентов; без них невозможны фьючерсные проекты, основанные, по сути, на доверии - хотя бы к эквивалентам. Это означает неизбежную концентрацию власти в руках у объединенной группы законников, силовиков и ростовщиков, и это уже в Древнем Риме и происходило. Катастрофа лишь подстегнула процесс концентрации власти и капиталов.
.
Я вообще не вижу в таком раскладе темных сил. Беда в чем-то ином. Это все - хард, а косяк в софте.
.
В такой ситуации схему каст (сословий) следует перекроить примерно так. Причем, в прошлом очень многое упиралось в то, что именно считают богатством эти замкнутые касты. Ныне ситуация радикально иная: мир прочно подсел на дензнаки - бумажное подтверждение того, что предъявитель этих ден.знаков заслуживает доверия. Ясно, что для этого пришлось пройти определенный путь. Этот путь и следует расписать сейчас.
.

.
Вспомнил, что хотел добавить. Рулящее сословие всадников (главных силовиков)  Древнего Рима выполняло функции откупщиков (бабки выколачивали из должников), что логично. Ну, а московский князь был откупщиком Золотой орды. Это дает основание предположить, что московский князь ездил с дружиной по русским городам и селам, исполняя исторические функции "монгола", а в Орде сидел мозг Древней Руси - финансовая элита региона. Шутка )


  • 1
В каждой шутке есть доля шутки. "...жену оденет во все блескучее" ... В 90-е стал свидетелем сценки на рязанском рынке. Мужик увидел на лотке платье вечернее, всё в бирюзовой чешуе, как с русалки сняли. Умоляет парня-продавца с пол-часа подержать, пока он жену приведёт на примерку. Парень откладывает платье. На удивление, минуты через три мужик подводит жену с вожделением предвкушая увидеть её в сногсшибательном наряде! "Вот оно! Покажи!" Жена уже и без того придя с кислой рожей, скривила губу: "И буду я в нём как сопля блестеть". И развернувшись уходит. Мужик, как оплёванный, поплёлся следом )))
Благодаря Вам я некоторое время назад понял, что значит по настоящему лениться. Не трудиться на своём наделе, а работать спустя рукава на сеньора, владельца лена, отрабатывая обязаловку.

Великолепная история: и больно, и смешно.

"Я вообще не вижу в таком раскладе темных сил. Беда в чем-то ином. Это все - хард, а косяк в софте." Посмотрите на ситуацию под таким углом: все упирается в определение "свой-чужой". Пока четыре фракции в городе были пусть разными ветвями рода, но все-же родней-процветала состязательность и побеждал лучший. Шло развитие. Как только каждая ветвь рода обособилась-сильнейшая ветвь установила несменяемость власти (отменили олимпийские игры). Стало не нужно напрягаться и самосовершенствоваться, пошло самодурство и деградация. (Где-то тут же отмена владения оружием каждого члена рода и появление специальных военизированных структур). Какое-то время "законники" в городах спасали ситуацию-договорами (на время действия договора) объединяли "чужих" в "своих". И "силовики" заставляли такие договора выполнять. Но "силовики", "законники" и добытчики платежных эквивалентов тоже работали не за идею, а за плату и со временем просто поставили себя над всеми, т.е сменили функцию буфера, на функцию "крыши". Иначе говоря-для запуска развития и эволюции нужно считать, что вокруг тебя "свои", а для деградации достаточно обособиться

Круто. Нет слов! Одно уточнение - до того момента пока не придумали механизмов отчуждения земли, крестьяне/земледельцы на всех могли смотреть свысока. Потому что в основе обмена все равно лежит земля. Кто на нее имеет право тот и главный. Естественно это должно было напрягать соль нашей цивилизации - торговцев. Поэтому раскулачивание и силовой отъем земли в той или иной степени были неизбежны.

Да, момент отчуждения земли ключевой.

Механизм отчуждения земли возможен только после утверждения права на землю.. А право на землю возможно либо при сильном и вооруженном роде ( как вариант-если земля пустынна и не от кого обороняться ), либо в труднодоступных местах ( как вариант-горы в Грузии или вот недавно читал за майора, отжавшего 70 лет назад платформу возле Великобритании ), либо при сильных городах и договорах, лежащих в архивах ( до первой войны и сожжения этих договоров ). В любом случае в основе обмена лежит не земля, а связка местность-человек, взявший что-то с этой местности-излишки-человек которому нужны эти излишки. И понятие "право" возможно только после возникновения города и появления храма и жреца. А до возникновения города крестьянин одновременно и охотник и воин и торговец. Более того-охота в разы эффективнее землепашества. Крестьянин привязан к земле и урожаю и поэтому зависим изначально ( если не занимается параллельно охотой или рыболовством). Хотя опять же-тут будет прямая зависимость от климата и доступности места, где зреет урожай.

Edited at 2019-11-07 11:14 (UTC)

Сказал умно, красиво, но сложно. Проще говоря-в основе выживания человека лежит добыча пищи. Лучшая и простейшая добыча-это охота ( те же силки для зайца или сеть в воде это простейшее) и собирательство корешков, грибов и ягод. Затерявшиеся в сибирских лесах яркий пример того, что проще. Для охоты нужен зверь ( или рыба ). Большинство зверей живет в лесах ( рыболовство не буду рассматривать, хотя поморы именно так привыкли жить ). В лесах сажать пшеницу, картофель, виноград и т.д.-сложновато. Да и вторичны они. Вавилов, кажется, сто лет назад доказал искусственное происхождение всех сельскохозяйственных культур. А селекция растений и выведение новых видов это не месяц.. и даже не год работы. Значит были излишки в запасах и была поставлена такая цель. И новый вид, это не новый сорт.. это генная инженерия, про которую у нас сейчас не вспоминают. Кстати, про генетику...пришел я лет 10 назад в Пединститут, в котором учился на биофаке и узнал, что генетику (которую мы все изучали в конце 90-х, как науку, завершающую весь 5-летний цикл обучения) убрали из программы обучения студентов. Поставили вместо нее русский язык...Так что, возвращаясь к земледельцам-вряд ли они хоть когда то были независимы и могли смотреть свысока. В пример Вам образ жизни американских индейцев-там были охотники и неплохо жили. Или можно посмотреть действия генерала Ермолова-сгонял всех с гор в равнины и сажал на землю. А не согласным разрешали отплыть в Турцию, оставив оружие и всю скотину.. напоминаю, что деньги тогда были редкостью в горах, то есть отправляли несогласных в Турчатник, обобрав до нитки. А тех кто остался, обобрали ( и до сих пор продолжают обирать) налогами.

Извините, что не в тему. Гравюра Захария Самуйловича, киевского гравёра на меди "Поклонение царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевича Алексея новорождённому Спасителю" . http://www.fotodom.ru/image/JC02-1273.html
Когда-то уже видел подобную миниатюру, но потом не нашёл ссылку, а тут видео попалось. Когда услышал о рождении Иисуса в 1492 году по версии Арсения Суханова-иеромонаха спорившего с греками о Вере, уже был потрясён, так миниатюра привела меня в совершенное замешательство. Однако, судя по Вашим расчётам видимо противоречия временно'го тут нет? Описание гравюры в журнале Огонёк за 1908 год https://youtu.be/mzhWVc96HKg?t=190

Да, Ваш посыл понятен, но мне пока нечего сказать, очень уж радикально )

По второй ссылке какой то бред выдает

Андрей, ты оказывается убеждённый марксист, и изо всех сил стараешся игнорировать роль пастырей. Андрей, исторический материализм это большой и целенаправленный обман. Такое впечатление, что ты просто не знаком с социально-общественной инженерией.

Сословие - нет такого

у нас их Чумаками называли...

Re: Сословие - нет такого

Вопрос в эпохе. Когда соль в каждом ларьке стоит по 15 коп за пачку, то да - чумаки.
А на 100 лет раньше Турция требовала от России только одного - вернуть соляные промыслы на Украине. Иначе - война насмерть.

  • 1