chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Об османских налогах

Растиражировано представление о турках, нещадно эксплуатировавших крестьян славянской наружности. При этом часть налоговой системы Османов имеет корни в исламе. Рассмотрим основное.
***
ЗАКЯТ
Я не отношу себя к нуждающимся: есть жилье, есть доходы, питание нормальное, но по мнению сетевого калькулятора закята я недостаточно состоятелен, чтобы принимать от меня закят. В 2019 году для закята требовалось, чтобы я постоянно, в течение года имел в тумбочке, в золоте, в инвестициях и на счетах, как минимум, 324299 рублей. В России такая группа невелика, то есть, закят это налог на богатых.
***
Категории имущества, с которого выплачивается закят:
Ценности: золото, серебро, денежные единицы (наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции;
Скот: только с молочного, племенного и пастбищного;
Урожай: зерно и плоды;
Товары;
Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа.
Обратите внимание, здесь только синонимы достатка. Скот во времена Мухаммада значил намного больше, и то не со всякой скотины брали. Зерно это товар; плоды это не репа, а инжир да финики, идущие на внешних рынках за золото и соль.
***
ВЫВОД: закят не предназначен для нещадной эксплуатации стонущих рабов европейской наружности. Закят это налог социально ориентированного государства.
***
Цели, на которые расходуется закят (8 категорий получателей):
Бедняки, которые ничего не имеют.
Неимущие — также нуждающиеся люди, однако их положение лучше.
Тем, кто занимается сбором, хранением, учетом и распределением закята.
Тем, чьи сердца хотят завоевать, — люди, веру которых хотят укрепить.
На выкуп рабов и пленников-мусульман.
Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
На дела во имя Аллаха — воинам джихада и распространителям ислама.
Путники — люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: здесь ситуация сложнее. Средства идут и на общегосударственные цели, и наверняка доля этих трат больше, чем на бедных. Но упрекать за это государство нельзя; эти траты неизбежны.
***
ХУМС
Хумс в европейской традиции называют пятиной, королевской пятиной, и берется эта пятина не с результатов тяжкого труда, а с добычи (ганима). Эрнан Кортес, забрав золото ацтеков, выплатил в королевскую казну именно пятину. Большинство правоведов солидарны в том, что хумс надо брать лишь с того, что досталось без труда, например, с найденного клада, с незаконной сверхприбыли, с рудников, морских сокровищ (видимо, с жемчуга и кораллов) и т.п.
***
Упоминается и хумс при покупке земли немусульманином, но это антиисторично: земля стала товаром не ранее 1848 года, когда ислам уже вполне сформировался.
***
В Европе получатель пятины - король. В исламе система распределения сложнее.
ПОЛУЧАТЕЛИ ХУМСА
Аллах
Его Посланник
Близкие родственники пророка Мухаммада
Сироты
Нуждающиеся
Путники, не имеющие средств для возвращения домой.
***
Первые три составляющие хумса в итоге стали предназначаться семейству Мухаммада, и на сегодня идут ученым людям.
Вторые три составляющие хумса направляются нуждающимся из числа потомков Мухаммада.
По сути мы видим ровно то же, что и в Испании: пятина с добытого без труда направляется правящей семье, и та распределяет средства так, как считает нужным.
***
ФАЙ
Это имущество взятое без боя, например, казна сасанидов. Поборы с иноверцев некоторые тоже считают фаем, но стоит обратить внимание, что это за поборы: это выкуп своей жизни и плата за пользование землей, то есть, это налог с побежденной чужой элиты, которой за умеренную плату разрешали вернуться на привычное место в обществе.
***
УШР
Ушр - точный аналог европейской десятины, и это снова налог на богатых мусульман. Большей частью это торговые пошлины в размере десятой части и торговые сборы. Брался ушр и с землевладельцев, теоретически - с продуктов земледелия, а на практике это налог на магнатов, сдающих свои земли в аренду.
***
Стонущего под турецким игом крестьянина все еще не видать.
***
ХАРАДЖ
Харадж - налог в странах ислама, который взимается с иноверцев за пользование землей и другой собственностью. На деле, харадж - точный аналог ушра: ушр это десятина с мусульман, а харадж - с немусульман. Религиозная справедливость соблюдена. В основе харадж, как осторожно пишут ученые, восходит к византийской традиции, то есть, не является чем-то введенным мусульманами поверх того, что было. Пишут, что ушр выплачивался в пользу мусульман, а харадж шел в бюджет государства, однако в феодальной системе власти это одно и то же.
***
Иногда харадж берут с площадей, иногда с урожая, и это явно зависит от местных природных условий и никак не связано с религиозной принадлежностью плательщика.
***
ДЖИЗЬЯ
Джизья - тот же харадж. Французские востоковеды пишут, что поначалу джизью брали с иноверцев поголовно, даже с младенцев, и это антиисторично и в первую очередь указывает на вбросы в раннюю историю ислама. Уже в XI веке ситуация нормализуется, и джизью берут с общины, под коллективную ответственность, - как и должно быть. Это - самый первый намек на то, что налоги хоть как-то касаются крестьянских общин.
***
УШР И ДЖИЗЬЯ - РАЗНИЦА
Создается впечатление, что мусульманский ушр берут с богатых, а иноверческую джизью - с крестьянской общины, но это не так. Во всех случаях лицом для власти является владелец, он же старший родственник для общины, местный барон-боярин. Просто мусульмане и немусульмане проходят по разным платежным ведомостям, - вот и вся разница.
***
Иногда пишут, что джизью брали с достигших возраста мужчин, однако и это неточно. Перед нами вариант подушного налога: там, где земли много, а людей мало, брать налог с площадей - глупость; надо брать или с урожая, или с души. Мужчину спрятать сложнее, чем зерно в мешках, поэтому душа как учетная единица удобнее.
***
ИТОГ
Это - всё. Никаких стонущих от непосильного, именно на них наложенного бремени крестьян-европеоидов нет. Перед нами абсолютно адекватная своей эпохе налоговая система.
***
КТО ТАКОЙ МУСУЛЬМАНИН
По итогам берусь утверждать, что ислам, как иудаизм и христианство, - в истоках религия городская, купеческая. Люди Книги подчиняются ПИСАНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ законам, а не местному обычному праву, чем и отличаются от крестьян. Доминанта этой страты над крестьянами предопределена по массе цивилизационных факторов; эта страта не могла не взять верховенства над селом. Наиболее вероятно, что греко-армянская элита Византии в какой-то момент оказалась банкротом и была вынуждена передать контрольный пакет Османам - второму, черкесско-тюркскому эшелону власти. Османы заняли принадлежащие им теперь города и продолжили ровно то же самое, ровно с того же места. Села, соответственно, попросту переналадили платежи, что и называется в истории захватническими войнами Османов. Я вижу расклад: Османы якобы ведут войны на 8-10 фронтах одновременно - от Волги до Туниса, что есть бред рафинированный. На 8-10 фронтах воевать немыслимо, а вот принимать имущество по описи - легко.
***
В этой ситуации мусульманин не захватчик, а законный наследник.
Tags: Право
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments