В 333 г. до н. э. в битве за Крит
В 325 г. до н. э. в Индии (влот Неарха)
В 322 г. до н. э. в битве с Афинами
В 246 г. до н. э. в битве с Египтом
В 201 г. до н. э. в битве с Родосом
Тем не менее Александр игнорирует водные пути, предпочитая ходить через горные хребты (совершенно пустынные) и тащить провиант и пресную воду на себе. Под катом выложу карту, с красной линией, показывающей, что все боевые задачи македонцев можно было выполнить флотами, не особо утруждая пехоту и кавалерию. Красными звездами помечены места, где Александру пришлось бы слезать с кораблей и брести через волоки пешком. Черный шестигранник - место, где вообще нечего делать. Допускаю, что во времена Александра там был рай земной, а не пустыня, но дело не в этом; оттуда нет нормальных транспортных коридоров. Черная линия - персидская королевская дорога из города Сарды в город Сузы, опять-таки игнорирующая возможность сэкономить на водном транспорте. Фишка в дислокации провинции Лидии, в которой стоял город Сарды; Лидия стояла на Фисоне, то есть, - уверен - на Араксе, и вот от Аракса в Сузы попасть легко. Кстати, сарты на тюркских языках это персидские купцы. Более того, на персидском Сарды звучит как Спарда, и здесь самое время вспомнить Спарту, ВСЕГДА воевавшую в союзе с персами против греков-афинян. Теперь карта.
Если располагать провинции там, где они, на деле, стояли, путь Александра станет еще логичнее, но ситуация и так хороша. Ах, да! во времена Александра Узбой пока еще тек в Каспийское море, о чем составители карт вечно забывают.
.