Я бы сказал, что собеседник исповедует социал-дарвинизм (прививается прусской системой образования 10 лет во время полового созревания через все эти классы, оценки, олимпиады и т.п.) - ваши же представления не соответствуют таким взглядам, отсюда и эмоциональный накал вокруг всего одного слова - рабство.
Кстати, обратите внимание на эту короткую статью: https://is3.soundragon.su/ru/505 - существует теоретически обоснованная альтернатива социал-дарвинизму - это "социал-кропоткинизм".
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Социал-дарвинизм говорит, что поднимается сильнейший, и, поскольку академики - из поднявшихся, им эта идеология близка.
Социал-кропоткинизм говорит, что общество развивается взаимопомощью, и эта идеология адекватна нижестоящим стратам - в армии, в рабочих бригадах - там, где подняться цели не стоит, и надо вместе, бок о бок противостоять руководству. В каком-то смысле эта идеология близка племенной.
Здесь понятно, почему дети из поднявшихся семей лучше растут: дело не только в помощи отцов, но и во впитанной с детства социал-дарвинистской идеологии: такой ребенок не ввяжется в коллективную кражу или в стычку район на район - взаимопощи в его ценностях нет. А вот на Олимпиадах и в политической борьбе в офисе он будет показывать лучшие результаты, ибо заточен на личную победу. Напротив, карьера сына работяги будет складываться труднее, - мешают коллективные ценности, не работающие в деле управления.
МИКС
Фашизм отражает попытку создать непротиворечивый микс: низы должны впитать мысль, что принадлежат к единой нации, дружно, коллективно противостоящей всем остальным нациям, а верхи - все время рефлексировать на необходимости победы и только победы своей нации над остальными. Микс оказался непрочным: солдаты регулярно проявляли к побежденным стратам гуманизм, а верхи очень даже неплохо зарабатывали на краже и вывозе активов своей Родины за рубеж.
ПРОБЛЕМА
Возникает сомнение в том, что можно создать единую идеологию. Есть ведь еще и страта ментов, и страта бомжей, и страта врачей и учителей, и каждая из страт видит мир под своим уникальным углом.
ПОПЫТКА
Наиболее известной попыткой создать единое понимание можно счесть ту, в которой человечество делят на овец, пастухов и сторожевых овчарок. Схема скандальна, однако ценна комплексностью видения и подхода. Прямым предшественником этой схемы следует счесть деление общества на сословия (касты) в 19 веке: брамины, кшатрии и т.д. Схема оказалась не то чтобы провальной... слишком косной: развитие чересчур тормозилось.
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия все эти проблемы снимает. Люди формально равны, а потому подлинный карьерист может выбиться даже с самого низу. Соответственно, негодный к управлению сын миллионера вполне может выбрать себе социальную роль мента, учителя или даже бомжа.
КОРЕНЬ
Корень различий лежит в той социальной роли, что сформирована у ребенка до 5-7 лет, хотя иногда развитие завершается и позже. В зависимости от расклада, может сформироваться как социал-дарвинисткая, так и социал-кропоткинская модель (и еще несколько вариантов) отношения к миру.
ПОТРЕБНОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Цивилизации требуются ВСЕ роли, просто потому, что эти роли взаимодополняющие.
ЕДИНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Единая идеология в такой ситуации нужна и возможна в одном-единственном месте - в голове у матушки Природы.