chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

История Польши (ревизия). Часть 02

Здесь много предположений; это не истина, это зацепки.
.
08. ФИНАНСОВОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ БАНКРОТОВ. ЭТАП 1.
.
[1810] 1124 Отто крестит язычников на польских землях
[1811] 1136-1140 Княжеская десятина в пользу епископств
[1811] 1136-1154 земли, в том числе деревни принадлежат епископствам
[1811] 1138 Раздел князьями Польши на четыре части
[1811] 1148-1235 Десятина с церковных земель
.
Раздел Польши князьями на четыре части не говорит ни о чем; это просто соглашение о том, кто где торгует.
.
В результате катастрофы 1123 года у Церкви впервые появляется власть не только над князьями, но и над землями и крестьянами. Епископы загнали в долговую кабалу князей, и теперь владеют даже деревнями, и те платят десятину – до тех пор, пока не расплатятся по займам. Крещение язычников это перевод под свою юрисдикцию, возможно, добровольный, но, возможно, и долговой. Судя по тому, что происходит, епископаты на этом этапе это некие накопительные структуры, скупающие зерно в период урожаев и продающие в период голода. Если знаешь, как сохранять зерно в товарном виде годами, схема беспроигрышная. Это можно обозначить как спекуляция, но можно – и как жировую прослойку общества, спасшую огромное количество жизней. Формально это даже не спекуляция: товар не перепродается немедленно по другой цене, а ждет своего часа. Результат этой схемы – накопление в руках епископов огромной массы чужих долговых обязательств, позволяющих привлечь на строительство мостов, городов и причалов почти любое количество народа.
.
09. ПРОБЛЕМА С ЕВРЕЙСКИМ АЛФАВИТОМ
.
[1813] 1173 Имена князей польских еврейскими буквами на монетах
.
Еврейский алфавит используется потому, что в [1810] 1118 году орден тамплиеров поселился в Храме Иерусалима и взял в управление всю финансовую структуру этого подчиненного крестоносцами важнейшего экономического центра. Даже если в польском городе нет ни одного еврея, он будет чеканить тот стандарт, что принят в «управляющей компании», в данном случае – в иерусалимской штаб-квартире ордена тамплиеров.
.
ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ – В ЧЕМ РАЗНИЦА
.
На том историческом этапе городская монета это, скорее, денежный суррогат, улучшающий финансовый оборот внутри стен. Монета не растущий актив; ее ценность постоянна. Средневековая городская монета предназначена для локальных расчетов, например, с мэрией и взаимозачетов городских общин. Поэтому монета имеет ограниченное хождение; за пределами выпустившего монету города ее могут и не взять. Хороший аналог такой монеты – денежные суррогаты российских заводов в трудные 1990-е годы.
.
Евреи, выполнявшие функции мытарей городской власти, кредитовали задолжавших ремесленников под процент, и эти долговые обязательства были уже растущим активом. Поскольку городские технологии не зависят от погоды, ценовые колебания невелики, и ссудный процент достаточно стабилен. Описанные случаи в 216 % годовых либо оценены в ошибочной (десятичной) системе счета, либо относятся к ссудам иного рода, в частности в случае особо рискованной морской экспедиции.
.
На селе все иначе. Ссудный процент невозможен просто в силу иного круга понятий крестьянина; на селе возможно другое: значительные колебания цены на зерно в периоды урожая и голода. Севшие на скупку зерна монастыри получают прибыль менее стабильно, однако в значительно большем объеме: разница в ценах может достигать и 300, и 400 и 500 %.
.
Товарная масса городов не уравновешивает товарную массу села, поскольку 80-90 % скупаемого монастырями зерна в город не идет; это зерно будет снова продано крестьянам в голодные годы. Именно поэтому общая масса городского капитала должна относиться к общей массе капитала сельского в пропорции численности городского населения к сельскому, то есть, на том этапе примерно 3 к 97. И вот здесь появляется предчувствие, что вольные города при таком раскладе неизбежно проиграют.
.
10. ГОРОДА НАЧАЛИ ПРОИГРЫВАТЬ
.
[1815] 1211-1641 Магдебургское право получили 23 города Польши
[1815] 1211-1549 Калишское право получили 30 городов Польши
[1815] 1217-1222 Крестовый поход в Восточную Пруссию через Силезию
[1816] 1224-1343 Любекское право получили 18 городов Польши
[1815] 1226 Тевтоны приглашены на границу меж Пруссией и Мазовией
[1816] 1232-1279 Францисканцы входят в Польшу
[1816] 1233-1505 Кульмское право получили 32 города Польши
[1816] 1241 Монголы вторгаются в польские города на 1 год
.
Здесь три группы тесно связанных событий:
1. Силовое вторжение коллекторов (крестоносцев или монголов)
2. Абсолютное торжество церковных орденов
3. Навязывание городам унифицированного права, что означает их экономическое и административное подчинение неким финансовым центрам
.
Через 300 лет в Восточной Европе сложится ситуация, в которой города преимущественно протестантские, а село католическое, и католики будут шаг за шагом отвоевывать у протестантов их сферы влияния на их же территории. На этом этапе тот, кто держит село, сильнее тех, кто держит города.
.
Этот вывод как бы противоречит моему тезису о том, что христианство – религия городская. Возможно, точнее будет сказать, что христианство родилось в недрах структур, торгующих и ссужающих активы, как на селе, так и в городах. Имеет смысл присмотреться к тому факту, что крупные конфессии (РКЦ, РПЦ) входят в города с трудом, постоянно встречая сопротивление христианских групп, отрицающих догмат о Троице и божественную природу Христа. В 16 веке эти группы (ариане, антитринитарии) сольются в рамках пошедшего на ряд компромиссов евангелизма, но конфликт был, и этот конфликт имел четкую и вполне прагматическую причину.
.
Чтобы в точности понять, почему города начали проигрывать, рассмотрим систему обменных и ссудных отношений в городе и на селе подробнее.
.
ОТНОШЕНИЯ НА СЕЛЕ
Крестьянин не платил нигде, никому и никогда – вплоть до 1860-х гг., но крестьянин безоговорочно отдавал часть того, чем владел, старшей парантеле: на ранних этапах это племенные вожди и бояре, на поздних, крепостных этапах ту же функцию выполняли помещики. И вот старшая парантела в обменные и внешние долговые отношения уже входила. Именно боярин обменивал излишнее зерно на серпы или монету (впрок) и был вынужден обращаться в монастыри к скупщикам зерна в голодные годы.
.
РОЛЬ МОНАСТЫРЯ
Если община земледельческая, навыков перевозов товара по рекам у нее часто нет, да и профессионально сделанных лодок нет. Плюс, город может находиться далеко, и мелкую партию зерна туда возить невыгодно. Требуется оптовый скупщик, и это не город, это монастырь. Город мог бы организовать сбор зерна, но специализированная скупочная контора сделает это лучше; город намного лучше кует серпы и шьет ботинки.
.
При этом, понятно, что монастырь не станет иметь дело с каждой городской общиной; он сбросит провиант городским скупщикам, скорее всего инкорпорированным с мэрией, прямо отвечающей за то, чтобы город не вымер от голода.
.
В периоды урожаев монастырю нет нужды сбрасывать цены: город все равно больше, чем обычно, не съест. Монастырь накапливает. В период голода монастырские цены растут и для города, и для села. Монастырь держит за горло и тех, и других. В силу того, что села мелкие и сильно разобщены, монастырь выполняет самую масштабную функцию из возможных – функцию обмена между городом и селом. Светские купцы начинают упоминаться только вместе с гильдиями - уже после секуляризации – и несут в себе те же монастырские черты, вплоть до солидарной ответственности всей гильдии за долги своих членов.
.
Монастырю нет нужды в ссудном проценте; на первоначальном этапе накопления его фишка не ссудный процент, а игра на ценах. Думаю, на этом этапе монастыри в принципе ничего и никому не давали в долг. Если бы не жировая прослойка города в виде еврейских ростовщиков, города перешли бы в подчинение монастырей за десяток лет. Но евреи, намертво связанные с городом своей ролью, ссужают и ссужают горожан, и города выкручиваются. Но… сколько веревочке не виться, а концу быть: в какой-то момент свободные активы городов исчерпываются, и начинается их поглощение сетями – Калишской, Магдебургской, Кульмской и т.д.
.
Вот общая схема расклада: Церковь не может не стать главной структурой, а города и села не могут не быть подчинены – вместе с боярами, евреями и прочими представителями старого мира.
.
.
Как только поглощение состоялось, ссудный процент за ненадобностью запрещают, да и евреи уже не нужны – как функция, в принципе не нужны, и начинается их выдавливание либо поглощение все теми же аббатствами, князьями Церкви и просто князьями, - разумеется, на условиях службы, а не партнерства. С несогласными разбираются силой.
.
11. ЭТАП № 2. ДОПОДЧИНЕНИЕ ГОРОДОВ
.
[1817] 1259-1260 Монголы вторгаются в польские города на 2 года
[1817] 1260 Первый городской католический храм Польши
.
Монголы здесь – только коллекторы; никакого реального вреда от них нет.
.
12. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРЕЯМИ
.
[1818] 1264 в Калише евреи - княжеские подданные до 1795 года
[1818] 1266 Собор запретил отношения с евреями и ограничил их сферы деятельности
[1818] 1267 Запрет на общение с евреями, совместные ванны, танцы, ночевку, найм
[1818] 1270 герцог Генрих IV выделил евреям финансовую сферу
[1818] 1279 Совет Offon отрицает право евреев на все гражданские должности
[1818] 1285 городу Глогау предоставлено право судить евреев
[1820] 1319-1582 Первая и основная серия изгнаний евреев
[1820] 1325-1453 Обвинение евреев в осквернении причастия
[1820] 1325 Синагога разрушена, церковь поставлена
.
ОТСТУПЛЕНИЕ
Орден тамплиеров определенно использовал оставшихся от прежнего устройства технических специалистов из евреев, - это много из чего следует. В 1290 году положение тамплиеров в Палестине рухнуло, а в 1308 году они попали под суд, но не только потому, что стали кому-то должны. Мы видим, что наступать на евреев церковники стали раньше 1290 года; то есть, угроза над тамплиерами нависла еще до того, как они утратили поступления из Палестины.
.
13. ЗАМЕНА МОНЕТНОЙ СИСТЕМЫ
[1818] 1273 денежная реформа князя Глоговского Генриха III (1273-1309)
.
14. ЭКСПАНСИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОРДЕНОВ
.
[1820] 1309 Тевтонский Орден купил у Бранденбурга Померелию с Данцигом
[1820] 1325 Оформление польско-литовского союза против Тевтонского ордена
[1820] 1325-1360 Серия Крестовых походов в Польшу
[1820] 1327-1463 Серия конфликтов Польши и Литвы с Тевтонским орденом
.
Едва новая власть установлена, ее начинают закреплять законодательно, и начинают с освобождения тех, кто был должен старой власти и в силу этого долга обязан эту старую власть защищать.
.
15. ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
.
[1822] 1347 Несвободные люди освобождены в Польше Уставом
[1822] 1347 Вислицко-Петроковские статуты: переход от натуральной ренты к денежной
[1822] 1347 Вислицко-Петроковские статуты отменяют право «мёртвой руки», фиксируют условия крестьянского выхода и т. п. Многие статьи посвящены судебному и уголовному праву
.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments