34. СОГЛАШЕНИЕ О ТРОИЦЕ
.
[1833] 1560 Протестантский Ксёнжский синод осуждает антитринитаризм
.
Этот шаг устраняет основную идеологическую преграду между протестантами и католиками. Невзирая на сомнительное происхождение догмата о Троице, этот догмат ключевой, и ведет ко множеству последствий.
1. Догмат о Троице позволяет сделать Сына единым целым с Отцом, что делает христиан, не почитающих Иисуса, как Бога, еретиками. Это и дифференциация по принципу «свой-чужой», и формальный повод юридически чисто проводить конфискации имущества множества мелких, разрозненных христианских сект. Это важно, и потому что имущество это активы, и потому, что унификация на этом этапе очень важна.
2. В народной традиции Бог это первопредок, и догмат о Троице де-юре создавал новую нацию – нацию христиан с единым первопредком - Иисусом, который одновременно и Творец всего сущего Иегова, и, грубо говоря, божественный персональный прадедушка каждого, кто в это верит. Это дает серьезную идеологическую и психологическую фору.
3. Догмат о Троице позволял христианам кардинально разорвать родственные связи с иудаизмом. Иисус как Мессия еще может стать приемлемым для иудея, а вот Иисус как Творец, спасший Ноя от Потопа, выведший евреев из Египетского рабства и, в конце концов, распятый по требованию этого же спасенного им народа, - это для иудея ни в какие ворота.
4. Исторически управление финансами, чекан монеты и ссудное дело – в руках жреческих структур, во главе которых стоят божества, призываемые в свидетели при заключении сделок. Реликтовый остаток этой традиции – клятва на Библии в США. Крупные христианские конфессии уже были готовы призывать в свидетели Иисуса, но для этого Иисус должен иметь статус божества, и без догмата о Троице выходило, как минимум, два Бога – Иисус и Иегова, а многобожество уже было заклеймлено. Догматом о Троице, где все три лица едины, это противоречие снималось.
.
Чуть раньше, в 1551 году в России прошел Стоглавый Собор, известный разве что анафемой на двоеперстие, хотя очевидно, что на нем должны были решаться вопросы того же уровня, что и в Польше – намного более важные, чем двоеперстие.
.
35. ПЕЧАТАНИЕ БИБЛИИ
.
[1833] 1561 Печатная Библия Леополиты - перевод с Вульгаты
[1833] 1562 Ариане отделились от евангелистов (кальвинистов)
[1833] 1563 Брестская Библия, первая полная Библия на польском языке (кальвинистская)
[1833] 1565 Брестская Библия заподозрена в арианских идеях
.
Переводчики и типографии в этот период работают наперегонки. Католики и протестанты друг другу в этом не мешают.
.
ОТСТУПЛЕНИЕ
.
Основное в протестантизме – чрезвычайно малый срок состояния собственно протеста.
.
[1831] 1517 год – евангелисты впервые возникают из небытия
[1832] 1555 год – евангелисты и католики заключают мир
.
По историческим меркам, 38 лет это ничто. В реконструкции 1517 и 1555 годы – соседние 1831 и 1832 год, и это представляется логичным. Общее ощущение: в эту эпоху победили юристы: стороной договора является лицо, располагающее активами. Неважно, кто это – индуист, протестант или православный; если есть активы, с ним можно говорить.
.