Top.Mail.Ru
? ?

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Урал и Сибирь. Транспортные детали
Веселый
chispa1707
Освоение Урала и Сибири описано детально и при этом сильно неполно.
Выложу под катом карту, а чуть ниже скажу, что думаю.
***

***
АЛТАЙ
На Алтае известны античные рудники, и самый простой путь металла на рынки - сплавом по Оби - через Мангазею в Тазовской губе (это часть Обской губы). Все остальные пути в любой иной регион затратнее в сотни (без преувеличения) раз.
УРАЛ
Самый крупный рудник античности расположен с восточной стороны Уральских гор, и этот металл обязан был найти сбыт. Единственный приемлемый путь - сплавом по Тоболу в Обь и через Мангазею в Карское море.
УРАЛ И ТОБОЛ
На гербе Челябинска изображен верблюд. Почему? Здесь обязан быть волок из реки Урал в Миасс, приток Тобола, являющегося притоком Оби. Верблюд - единственное доступное и приемлемое транспортное средство в этом регионе в то время. То есть, перед нами трансконтинентальный транспортный коридор из Каспийского моря в Карское море. Товар ходовой: опиум, марихуанна, соль и металл. Этот сверхбогатый транспортный коридор не нуждался в покровительстве Москвы или Петербурга, - отсюда и конфликты, поданные как мятежи уральских рабов. Более того, ни из Москвы, ни из Петербурга эти места контролировать было технически невозможно
МОМЕНТ ПОДЧИНЕНИЯ
Я уже вижу эту фазу в своей реконструкции. В одно время погибли портовые города Каспийского и Карского морей. Даты разнесены: Сарай-Бату официально погиб между 1320 и 1326 годами, а Мангазея - в 1619 году. В реконструкции это один и тот же период, и именно с этого периода Романовы стали чем-то значащим: синхронно с гибелью Мангазеи Филарет Романов стал патриархом, то есть, де-факто распорядителем финансов. Это не может быть случайностью.
УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
Уральские казаки могли работать только на Каспийско-Карский коридор. Западнее, в Поволжье рулили булгары, и у них были свои интересы.
СТАРОВЕРЫ
Староверы на востоке России в первую очередь держали два региона - бассейн реки Урал и Алтай. И то, и другое связано с транзитом драгметаллов в Европу через Мангазею. Едва Мангазея погибла, встал вопрос о переподчинении готовой структуры Романовым.



  • 1
Путь на Север по рекам логичен, но вовсе не необходим, если между Уральским хребтом и Алтаем плещется море... Тогда пути на Юг и Запад открыты. Те земли звали (западнее правда - Общий Сырт - я так понимаю, когда вода ушла и стала земля сохнуть...А когда высохла и степняки пошли, но к 19 веку ещё земли там не поделили...Чекановский отмечал, что и тунгусы, дальше какой-то черты в тайгу на Север ещё не ходили (там тоже были "ничейные" земли). Не утверждаю, что истина, только сам так считаю...

Не правдоподобно

> В одно время погибли портовые города Каспийского и Карского морей.

Про Каспий могу согласиться. Но про Мангазею - нет. Не мог Питербург захваить и удержать Мангазею. Там плыть в обход Швеции, а Уральцам спуститься по Оби. Несоизмеримо. Позможно, в указанное время Романовы и получили эти места, но причина - не захват. Романовы заняли уже фактически опустевшее место.

Причину легко понять, если присмотреться к Уральским рекам. Видно, что по сравнению с прошлым, количество воды в них сократилось даже не в разы - на порядки. Официальные историки утверждают, что баржи с товаром сплавляли в весенний паводок, открывая накопительные проуды в верховьях. Да, сплавляли. И пруды построен именно для этого. Но это уже конец истории. ("- Ну кисонька, ну еще капельку...")
Во первых, весенний паводок это дней десять максимум, даже со сбросом прудов. А доплыть до глубокой воды по Уральским рекам даже в паводок - где-то неделя. То есть отравить можно только одну (пусть и большую) партию.
Во вторых, эта отправка однонаправленная. Никакие бурлаки в весенний паводок по Уральским рекам баржу не поднимут. Оправить продукцию за весь год (что само по себе крайне неудобно), еще можно. Но вот завозить стройматериалы и оборудование для постройки заводов и еду для строителей и рабочих - вообще никак.
Вывод - строились Уральские заводы во времена полноводных рек. По которым товары можно было везти и вверх и вниз, причем все теплое время. А потом реки обмелели... Именно этим в значительной мере объясняется голод и нищета Уральских рабочих в 19 веке. (Особенно, до постройки ЖД.)

Re: Не правдоподобно

Видимо, я неясно выразил мысль. Петербург сумел подчинить Урал, оставшийся без портов на юге и севере, а потому нуждавшийся в посредниках для сбыта металла.
Да, полноводность рек в прошлом и необходима для объяснения, и очевидна.

Re: Не правдоподобно

Я бы предположил, что порт умер потому, что до него не могли довезти товары. То есть обмеление рек - причина, смерть поротов - первое следствие. А к Питербургу (или скорее к Москве) сам Урал мог обратиться с просьбой "принять под свою руку", в обмен на строительство дорог (сперва не железных). Жрать что-то надо было...

Re: Не правдоподобно

Да, как-то так... думаю, даже не столько в обмен на строительство, сколько в обмен на право прохода по чужим транспортным артериям. Отсюда сохранявшаяся значительная автономность тех же Демидовых. Поначалу Урал, скорее, вошел в союз, чем был поглощен.

Завершаем с Алжиром
Франция после войны. Ч.11. Алжир: Х. Бумедьен, охота на "Белого слона".
https://despaminator.livejournal.com/40089.html
Франция после войны. Ч.12. Алжирское зеркало СССР.
https://despaminator.livejournal.com/41303.html#t376919
Франция после войны. Ч.13. Алжир: генерал Туфик, последний из Спецмогикан.
https://despaminator.livejournal.com/41575.html

Нет ли у Мангазеи связи с Ганзеей?

Интересный ход ) Оба топонима на севере

Если про Алтай имеются ввиду Кош-Агачские родники, то мне с трудом представляется сплав руды до Оби. Это технически очень трудно. Сначала бурная Чуя со сложнейшими порогами, а потом Катунь. Её название говорит само за себя, ежегодно тонут люди. Она не судоходная, но даже просто сплав по ней только спортивный. В этим местах есть остатки древнего торгового пути, его ещё называют алтайским участком великого шёлкового пути, но он вроде шёл южнее. Хотя ответвления почему бы и да. Ну и опять же староверов не было и нет в тех районах, это больше Алтайский край, и Усть-Коксинский район горного Алтая. Про какие родники речь?



Edited at 2020-11-29 04:42 (UTC)

Например, те рудники, что были продолжены Романовыми после визита на Алтай Гумбольдта.
Еще 50 лет назад все реки России были заметно полноводнее. 100 лет назад Амударью невозможно было форсировать, а ныне она высохла.

Edited at 2020-11-29 06:12 (UTC)

Кто отменил Архангельск, Северную двину, Вычегду, Екатерининский канал, Каму, Чусовую или Волгу?
Это направление держал барон Строганов, а баронов в России на пальцах одной руки.

Никто не отменил.
Просто Обский бассейн не то же самое, что бассейны рек на западной стороне Урала.

  • 1