chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Процент или десятина?

Юбилейный год (на деле, это "лишние" 1 или 2 месяца каждые 4 года) это как бы прощение всех долгов. И так оно и есть: долги прощаются, но вот бесплатно ли? Синхронно ведь меняют власть )
СИСТЕМА
Итак, 4 года вассал управляет своим леном - деревней, банком, кораблем, пристанью... Если дела идут, через 4 года контракт возобновляют, но если не идут, и ленник не может собрать с лена тех сумм, что требуются, всю пирамиду его власти начинают пронизывать долги: селяне не сдали нужный тоннаж мяса продавцам, продавцы не собрали нужной кассы директорам, а директора не передали нужных средств управляющему. Виновны все, но на четвертый год отвечает лишь одно лицо - управляющий. Да, низам долги прощают, но для лена как целого это не бесплатно; им меняют привычную власть и порой ставят абсолютного чужака. Чуть позже, когда рынки станут сильнее, это превратится в фактическую (пусть и скрытую) продажу деревни, банка, корабля, пристани. Это стресс для всех. Да, формальности будут соблюдены: чужак с кем надо породнится и вроде как станет своим, но на практике все проходит тяжелее.
ОДНОГО СЫНА - ПО ДУХОВНОЙ ЛИНИИ
В какой-то момент скупающие сельскую продукцию монастыри начинают доминировать и как управляющие. Стоит деревне упустить урожай, и ей предъявят, и, как результат, наверх поставят своего человека, - пока деревня не расплатится. Это называют кабальным рабством. Возможно, поэтому семьи страховались, и одного их сыновей пускали по церковной линии. Это удобно всем сторонам: деревней управляет знакомый всем человек из хозяйской семьи, но работает он по факту на Церковь, и всю требующуся маржу отправляет именно туда.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Секуляризация Тевтонского ордена сделала его магистра протестантом и светским лицом. То есть, имущество не отняли; просто этот бизнес провели по иной графе учета. Думаю, так оно и было в части случаев; под термином "секуляризация" скрывается нормальная управленческая реформа.
ПРОЦЕНТ ИЛИ ДЕСЯТИНА?
Есть указания на то, что десятина, на деле, была осьминой. Это 12,5 %. Много, но исполнимо. И вот Баррингс-банк взял за посредничество при покупке Луизианы именно 12,5 %. Этот порядок величины платежа воспринимается как нормальный. Есть ли разница между 12,5 % по ссуде или 12.5 % десятины? Разница неощутима, хотя правовые ситуации различны. Есть подозрение, что историки не всегда точно идентифицируют то, с чем имеют дело - с десятиной или процентом по ссуде. Написано "децим", и толкуй в меру предпочтений.
ДЕСЯТИНА И ПРОЦЕНТ
В истоках десятина - для чужаков. Провез через мои земли свой обоз зерна, - отдай каждый восьмой мешок. Внутри общины поначалу иначе; крестьянин отдает даров старшей страте столько, сколько может, - по урожаю. Но долго такое длиться не может, и однажды сверху по-отечески назначают фиксированный ежегодный платеж. Одна восьмая очень удобна. То же самое и со ссудами поначалу. Многолетних ссуд очень долго (до выкупа земли в 19 веке) нет; почти все ссуды краткосрочные - в пределах года. Взял в ссуду 256 мешков зерна, через год отдал 256 плюс 32 (одна восьмая).
ПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Это почти точный аналог внутриплеменных отношений; более того, такие сделки часто подкреплялись временным родством. На Урале в 1706 году по иску своего кредитора — купца Степана Болотова, Ларион Игнатьев сын Мясников с женой и Шувакишским железоделательным заводом был отдан «в зажив» за 300 рублей. Через 2 года явно матриархальная проблема решилась - тоже матриархально: Ларион был убит, и его вдова обрела свободу от кредитора и начала управлять заводом сама. Жена по долгам покойного мужа своим приданным не отвечает, но, пока он жив и в здравом уме, она в какой-то мере, заложница его деятельности. В США эту юридическую проблему решали в 1840-1850-х годах.
РАЗВИТИЕ
Итак, при краткосрочных (до года) кредитах ссудный процент от ежегодных даров своему сеньору неотличим. Причем, на ранних этапах кредит и юридически неотличим: чтобы взять кредит, следовало, по меньшей мере, побрататься, а то и принять веру кредитора и стать его вассалом вплоть до полного возврата кредита. А потом Церковь почему-то решила, что ссуда под процент это плохо, а десятина - по сути тот же процент, это хорошо. Это крупная проблема. Склонен думать, что разницы, на деле, не было; возможно, что термином "ссуда" обозначали взятое у чужака - еврея, мусульманина или протестанта. Но не настаиваю.
ТРЕТЬ ЗЕМЕЛЬ У ЦЕРКВИ
В какой-то момент (Лозинский не дал точной даты) РКЦ, РПЦ и Коптская Православная церковь обладали на своих землях примерно третьей частью пашен и крестьян. Это можно объяснить только тем, что монастыри традиционно занимались скупкой лишней сельхозпродукции и в силу этого являлись естественной монополией. Должен быть этап, когда городские сети и монастырские - главные партнеры и главные конкуренты. Монастыри диктуют цены на зерно, а города - на ширпотреб. Именно в это время должна была сложиться ситуация, когда всерьез обсуждалось, какая власть выше - светская или духовная. Сегодня этот спор выглядит абсурдом, однако, если монастыри диктовали цены городам и де-факто управляли 85-90 % населения (крестьяне), такая постановка вопроса уместна.
Tags: Экономика
Subscribe

  • Квакеры, сбербанк и сдвиг полюса

    Перебор индексов идет успешно. В первый раз была техническая ошибка, и я потерял два дня работы, но теперь все даже лучше, чем было: нашел новый…

  • О динозаврах и моллюсках

    Динозавры могли вымереть по трем причинам: 1. Расширение Земли и увеличение силы тяжести: чтобы добыть еды на 100 килокалорий, приходилось потратить…

  • Текущее на сейчас

    Технически, я повторяю уже пройденный путь. Но результаты будут лучше, поскольку многое за год понято. Прямо сейчас в работе более тысячи индексов, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments