Первая и основная "Аракчеевская" группа была поселена строго вдоль реки Волхов - с обеих сторон. Еще одна группа поселений на Дону, и еще одна на Днепре. Это роднит аракчеевцев с казаками на кавказских линиях, особенно, если учесть возможность заниматься хозяйством. Более того, на Кавказ и в Закавказье так же направляли аракчеевцев, дозволяя после выслуги лет переходить в казачество.
.
ОТСЕЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
Едва пришли аракчеевцы, местных жителей от реки Волхов нещадно отселили. Эта же практика применялась на Кавказе: вблизи казачьих линий селиться было нельзя. И эта же практика была применена к евреям после присоединения Бессарабии: их отселили на 50 верст от границы. И, поскольку границей Бессарабии является река Прут, перед нами тот же процесс: военные поселения, как и казачьи линии, были призваны контролировать водные транспортные коридоры, и местных к этой финансовой "кухне империи" уже не подпускали.
.
ГЛАВНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНА
Это, конечно же, деньги, проходившие через руки Романовых. Категорически неизвестно, что и на какие суммы перевозил Черноморский гребной (то есть, речной) флот; историк Щербина прямым текстом предлагает считать, что гребной флот вообще ничем не занимался. То же самое с военными поселениями. Каждые три роты (помимо текущих караулов) ежесуточно отправляли на службу 53 человека. Куда именно, неизвестно. Видимо, оборонять рубежи родины от любящих делать отчаянные набеги на Святую Русь новогородцев.
.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: КАВКАЗСКИЕ СТРАХИ
У Щербины упомянуты пара ревизий начальства, и каждый раз выводы одинаковы: кавказские казаки на службу откровенно забили. Брустверы размыты, из пушек стрелять невозможно, а на посту спит пара присланных вместо отцов подростков 13-15 лет, а то и вовсе пусто, - один часовой ушел, а второй так и не пришел. То есть, реальная опасность нападения горцев на линии близка к нулю.
.
И вот сдается мне, что горцы никогда не нападали просто так, безрезультатно. В одном из случаев инициатором нападения был некий армянин, и это позволяет думать, что задача горцев была поднять шум и отвлекать внимание, пока мимо редутов кубанскими камышами движется караван армянских лодок с персидским товаром.