chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О казачьих флотах

Продолжаю заносить датированные события в базу данных. Книга доступна для скачивания.
Смирнов А.А. Морская история казачества. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с.
Мужик потрясающий. От образа Петра I осталось мокрое место, причем, заслуженно. Смирнов на пальцах, чрезвычайно наглядно объясняет, что такое петровская политика на юге. Лично я переживаю шок, - настолько просты, очевидны и при этом неожиданны аргументы Смирнова.
Но есть и загадки. И есть новые ответы.
Стало ясно, почему малотоннажный казачий флот был так эффективен. На северных побережьях казаки воюют в устьях и лиманах; крупный корабль там что кот в коробке - толком не повернуться. Малые суда однозначно выигрывают за счет маневренности. При этом Османы не могут послать к северным берегам аналогичный гребной флот, - замаешься веслами махать.
При этом, в Азов Османы десантные гребные суда посылали десятками, - уверен, что не из Стамбула, а с военно-морской базы неподалеку - Темрюка или Тамани.
Вопрос, ходили ли казаки в Синоп, Трабзон и Стамбул? Если Царь-град - один из кучи Царь-градов северного Причерноморья, то почему бы и нет? Каботажным плаванием, берегом в то время - нормальная практика. Теоретически могли и в подлинный Трабзон сходить - тот, что в Турции, но на практике - вряд ли.
Во-первых, казаки попутно не заходят ни в Анапу, ни в Гагры, ни в Пицунду, ни в Сухум, хотя, казалось бы, почему не зайти?
Во-вторых, приписанные казакам ужасные подвиги (типа сожгли три города и несколько флотов) ясно указывают на природную катастрофу. Казаков оболгали так же, как и русскую армию, - льстиво.
В-третьих, есть прямые совпадения, когда одинаковое число казаков в одно время и при одинаковых обстоятельствах громит и Феодосию, и Константинополь. Таких совпадений не много-много, но много.
Загадка. Неясно, при каких обстоятельствах казаки утратили суверинитет и подчинились Московии, а затем и Петербургу. Видимо, казачья республика не была государством, то есть, не имела собственного финансового центра, а потому государства передавали казачество друг другу вместе с транспортными коридорами по итогам своих финансовых проигрышей.
Отдельно стоит проблема казачьего пиратства. Это хорошо видно на примере пиратства атлантического: без поддержки крупных структур на берегу пираты живут недолго. То есть, в каждом случае за успешными пиратами стоит кто-то крупный - тот, кто скупает взятый с боем товар и обеспечивает дипломатическую крышу.
Попутно узнал, что каспийские флоты в 16 веке были одноразовыми, рассчитанными на одну навигацию. Ходили под прямым парусом, строго по ветру.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments