chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Искусственная ценность

ЗАБОР КАК ЭКВИВАЛЕНТ

Смотрел сейчас отрывок из Тома Сойера. Парень создал совершенно искусственную ценность - право красить забор, и получил вполне реальные игровые ресурсы - дохлую крысу, колокольчик и проч. И пошла не просто прибыль, а сверхприбыль. Он мог бы выпускать акции, дающие право красить и перекрашивать нафиг никому на деле ненужный забор - СВОЙ забор, и стать королем города Санкт-Петербург - насвегда. Потому что РЕАЛЬНЫЕ ценности - дохлые крысы и колокольчики - перекочевали бы в его руки. И поскольку стоимость крыс и колокольчиков мерялась бы в футах покрашенного забора, ни у кого и в мыслях бы не возникло, что право на покраску - разводка, изначально.

По логике следующим этапом должно стать введение право стричь кусты: стоимость одного куста равна стоимости покраски аж 14 квадратных футов забора, и все держатели заборных акций занервничали бы, и начали сбрасывать их подешевке. И возник бы кризис, и пацаны остались бы совсем без игрушек, а за каждый листочек при пострижке куста каждый из них обязался бы поставить Сойеру по две-три дохлых крысы и по полтора колокольчика. А проценты все росли бы и росли.

А потом Сойер бы купил соседний город (Санкт-Пекин) оптом - за одну сотую "подлинной" ценности права стрижки кустов, и в цивилизованном Санкт-Петербурге наступил бы траур и экономический упадок. Ибо и кусты бы стригли, и заборы красили санкт-пекинцы. И петербуржцы, скрипя зубами, сбросили бы цену на своих дохлых крыс до пенкинских цен. И Сойер купил бы их всех по "пекинской" цене.

А ВОТ ОНО - БЕЗ СОЙЕРА

Ювелирное дело в общем раскладе хозяйственных ценностей довольно вторично. Исчезни все серебряные браслеты страны, и
никто не вымрет, - в отличие от неурожая. Но смотрите что получается...

Везут из Индий специи. Много специй. Они ценны: и против гельминтов служат, и однообразная пища становится съедобной. И все это меняется на серебро, которое и приспособить в таком количестве некуда - только султанским бабам на монисто. Цену на серебро диктует тот, кто его добывает - в XVII веке это испанская Мексика. И все остальные, как последние лохи, с навязанной ценой соглашаются и отдают реальные ресурсы за фикцию.

Потом пошло бразильское золото. Потом калифорнийское... и появилась новая ценность, а все поставщики ресурсов, с трудом поднакопившие серебра, снова в пролете. Их серебро в разы менее ценно, чем новый идол. И все с таким раскладом согласились, хотя у хозяйства в золоте потребности - ноль, и кроме как девкам на сережки, впарить его решительно некому.

У ацтеков золото было, но оно стоило чуть больше меди. Это и есть реальная цена.

Ну, а потом появились бумажные деньги, - по сути, фишка игры "веришь-не-веришь", - и на них покупалось и золото, и серебро, и все-все-все ресурсы. Понятно, что иметь платежный эквивалент выгодно: ускоряется обмен. Однако имеет значение, КТО устанавливает всеобщий платежный эквивалент. Конечно, лидер. Была бы лидером Внесуэла, и всеобщим эквивалентом стал бы лист коки. Или еще какая хрень. Главное иметь харизму впарить в качестве моды остальным ТО, ЧТО ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО У ТЕБЯ

ЦЕРКОВЬ

Ни секунды не сомневаюсь в том, что полная версия Мироздания отражает волю Творца. Однако по основным своим проявлениям Церковь - типичный торговец искусственными ценностями. Сначала на торгах просто Спасение. Затем - грех: купи индульгенцию, и смело греши. При этом грех - НЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ понятие. Грешник откупается не от суда людей (вполне реального), а от иллюзорного возмездия в невероятно далеких Небесах.

ВЛАСТЬ

Искусственная ценность процентов на 70, наверное. Деньги берет реальные, но ни от шторма, ни от неурожая, ни от эпидемии она защитить не в состоянии. Платя налоги, мы покупаем самоуспокоение - "за нас думают", "о нас типа беспокоятся".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment