Изделия из металла - товар № 1. Прежде всего, это инструменты, которыми делают всё остальное.
Цены на хороший металл всегда были высоченные. Одно время железо шло вровень с золотом. Поэтому протословаки сделали верный шаг, организовав Балкано-Карпатскую металлургическую провинцию. Поэтому же ордынцы правильно поступили, когда сделали ставку на чугунные втулки для колес и котлы. Поэтому же якуты не ошиблись, начав массово заниматься сталью.
В ранней металлургии любой технологический прорыв означает улучшение соотношения цена/качество в разы. Это сейчас много прочности уже не добавишь, а много от цены не сбросишь, - все люфты исчерпаны. Но, скажем, внедрение домны это тысячи процентов новой прибыли, и чем глубже в прошлое, тем значительнее обязана быть выгода от новаций.
В такой ситуации утаить металлургический секрет невозможно. Заинтересованная сторона выкрадет кузнеца, снимет с него - полоска за полоской - кожу, и всё, что требуется для получения стали, узнает. Это же означает, что скорость распространения новых технологий обязана быть колоссальной. Ножи из якутских могильников не просто так идентичны ножам из могильников Центральной России, - уверен, что хронологически их разделяют максимум, 2-3 десятка лет. Смело добавляем сюда Европу - целиком. Индию - с ее железным столбом. Если не позволять делать из себя дурака, то следует настаивать на том, что идентичные технологические прорывы в разных регионах планеты могли произойти только в одну эпоху. Потому что информация неостановима.
***
Именно здесь следует нормализовать понимание, а не бодаться за право первенства с якутами.
Есть доказательства, что византийцы получили коконы шелкопряда именно из Средней Азии. Производство шелковой нити было налажено в Персии, отсюда знаменитые шёлковые ковры.
В Скандинавии проведён детальный анализ фрагментов шёлковых тканей обнаруженных на Осебергском корабле, одном из самых богатых погребений в ладье. Корабль был построен в 830 г. н.э. и в течение нескольких лет плавал в море, а, затем, был использован как погребальный корабль конунга. На открытом в 1904 году корабле было найдено более 100 фрагментов 15 различных шелковых изделий. Среди них были изделия, комбинирующие шелк и шерсть, а также изделия с вышивкой. Шелк был очень дорогим материалом, поэтому его часто нарезали тонкими полосками и использовали для украшения шерстяной или льняной одежды.
Одним из источников шелка викингского времени стал раскопанный несколько ранее (в 1880 году) Гокстадский корабль, но сохранность этих образцов несколько ниже. Больше всего древнего шелка дал некрополь Бирки, важный шведский торговой порт VIII-X веков. Лабораторные исследования определили персидское происхождение шёлковых изделий из погребений викингского времени. Помимо особого текстуры, характерной для персидского шёлка, исследователи отмечают и присутствие характерных мотивов на тканях, таких как чудесная птица Шахрох, покровительствующая шаху и его приближённым. Вместе с персидскими товарами этот образ попал в Европу и его стали изображать на стенах христианских церквей. Мотив избрания наследника в христианстве был переосмыслен и представлялся как божественное благословение действующему монарху.
Открытие зависимости викингов от восточного импорта, прежде всего персидского и византийского стало неожиданностью. Как считалось ранее, дорогие и престижные товары попадали в Скандинавию в VIII-XI веках исключительно как добыча, захваченная в Европе и Средиземноморье, прежде всего в Англии и Ирландии, а мир викингов рассматривался историками, как варварский. Теперь же выяснилось, что Скандинавия была включена в систему мировой торговли не только в XII-XV веках, когда норвежские и шведские купцы посещали многие страны, в том числе и Русь, но и намного ранее – в самый «разбойничий» период викингской истории.
Как доказывает исследования основными торговыми путями, которыми шёл византийский и персидский импорт, были Днепр и Волга соответственно. В то время персидские шелка славились и в Европе и Азии, более того, они доходили даже до Японии. Именно Персия и была основным источником, а путь через Константинополь и днепровские пороги рассматривался как вспомогательный. Причиной этого могли стать разбойничьи шайки, промышлявшие в районе порогов. К тому же в Византии были значительные ограничения: иностранный купец не имел права купить шёлка на сумму большую, чем цена лошади.