chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О музыкальных инструментах - 2

Теперь уже не остановиться. Хорошо, что воскресенье. Итак, что получается. Есть два вида струнных инструментов, которые в этом эссе рассматриваются: те, где звук извлекается щипком, и те, где звук извлекается ударом по струне. Названия не имеют значения. Согласно Википедии или общепринятой теории происхождения музыки система такова: щипковый клавесин был изобретён где-то в начале 14 века, а с 17 века на нём начали применяться металлические струны.

Хочу сделать сноску. Жильные струны вполне себе производятся до сих пор, звучат безусловно нежнее нейлона. Есть одно но – пачка струн для гитары стоит под 50 евро. Высокие струны могут износиться под ногтями за несколько дней (дней Карл!) активной игры. При игре подушечками пальцев сохраняются дольше, нижние струны изнашиваются медленнее.

Так как (и это логично) щипок на клавесине производится медиатором/плектром сделанном из пера или кости, изнашиваемость струн при активной игре на инструменте просто аховая. Сразу возникает вопрос о массовом производстве струн, должны были быть мега фабрики и расходах на материал и замену его.

Давайте представим, что история говорит правду и в 1705 году, немец Hebenstreit действительно представил Людовику 14 свой великий Панталон (это уже перкуссионный инструмент, предшественник рояля) http://www.squarepianos.com/pantalon.html. Там были, по словам историков, и жильные, и металлические струны. Около 250 струн всего. Игра на таком инструменте должна была быть доступна только очень богатым людям, также должна была чрезвычайно высоко оплачиваться работа панталонного настройщика/сменщика струн. Также уже тогда, должна была быть фабрика, способная тянуть тонкую стальную жилу. Также должны быть известны стандартные рояльные колки (по меньшей мере в середине 17 века, когда уже освоено производство фортепьяно). Эти стандартные колки и металлические струны должны быть немедленно перенесены на все инструменты, использующие принцип удара по струнам. Если вы не верите (а не надо) ударьте чем-нибудь по стальным и нейлоновым струнам гитары. Уверен – вы проникнетесь тем, что я говорю. Но это ещё не всё. У вас есть возможность поставить на свои цимбалы не только струны, которые звучат при ударе однозначно круче в миллион раз, но и экономят вам миллион денег – стальные струны можно использовать очень, а при нужде (и кастрюле, хотя это миф) и очень-очень долго.

Отлично – мы верим историкам, и в середине 17 века появились рояли со стальными струнами. Однако согласно тем же историкам лютнисты продолжают использовать жилы. И гитаристы тоже. И мандолинисты. (Домра к тому времени,согласно историкам исчезла, чтобы воскреснуть аккурат к началу 20 века). Мандолинисты ставят сталь себе начиная с 1830-х годов. Тогда же в Америку эмигрирует тот самый Кристиан Фредерик Мартин, гитарный мастер из Вены. Но и он ставит на свои гитары в 1830-х годах жилы. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/506806

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/506826

Но что это? Посмотрите на бридж – он уже рассчитан на «пуговки» стальных струн для акустики. Посмотрите на гриф – червячная передача и металл, всё готово для стали. А мужики-то не знают… ещё 70 лет не знают. А кстати откуда мы знаем, что это 1830-е годы? https://www.youtube.com/watch?v=rNPEuxJsyUU&ab_channel=GruhnGuitars

Ах понятно – по типу наклейки. Ну тогда точно 1830 – никаких сомнений. (Что мы действительно знаем, это то, что уже ввозилось зебрано в США и наверное (если это американский инструмент) туда привозили европейское дерево для дек.) Однако обратите внимание на узкую, характерную форму гитары. Это точно продолжение рода гитар ренессанса и барокко. Гитары Мартина очень похожи, но гриф уже становится привычным нам, даже разрезы: думаю Гибсон тут сидит как раз с Мартином под левую.

https://www.siminoff.net/orville-gibson

Интересно, что на мандолинах Гибсона колки, хоть и железные, но на трение, а не червячки. И корпус становится нам привычным уже у Гибсона.

Поэтому для гитаристов всё понятно: сначала был узкий инструмент, с жильными струнами, называемый ныне виуэлой, барокко или ренессансной гитарой. На мой взгляд – это суть одно, хорные струны, жильные лады, узкий корпус, разная мензура для разных задач, колки деревянные под трение, простой мост, выдерживающий лишь жилы и созданный именно для них. Отличаются инструменты только строем и количеством струн. Конечно, одна вариация создавалась после другой - это несущественно. Послушайте их на тюбике – очень мягкий, сладкий, волшебный тон. 

А вот дальше – одни вопросы. Гитарист не может не попробовать играть на стали. Он выдерет её из пианино, даже если ему потом оторвут…гриф. Он накрутит её на гитару барокко, на лютню, на мандолу, на что угодно. Да – инструмент сломается, но будет создан новый. Ибо то, кто так сделает станет Великим Пионером Звонкой Гитары. Гитары Мартина похожи на инструменты, способные принять металл. Но я не видел их внутри, там должны быть серьёзные укрепления корпуса и бриджа, если они рассчитаны под металл. Если же укреплений корпуса нет, тогда это просто развитие инструмента, а червячная передача сделана для удобства.

На мандолины и гитары сталь была поставлена в одно и то же время (не важно когда). Документально мы можем датировать это только началом 20 века, тогда же когда мы видим мандо арфы и мандолины Гибсона современной формы (но без современных колков) и с очень плотным корпусом. Налицо множество достаточно старых мандолин под сталь итальянского узора (они продаются на аукционах), думаю их можно датировать концом 19 века.

Не представляется возможным развитие жильных струнных щипковых, таких как лютня, виуэла и мандола без попыток изменить специфику построения инструмента под сталь на протяжении 200 с лишним лет.

Не представляется достоверным существование на протяжении тысячелетий перкуссионных струнных типа цимбал, дульцимеров, хаккбреттов, янциней и т.д. рассчитанных под жильные/шёлковые/из нелепой травы струны. Хотя это теоретически может быть, все эти мастера немедленно перешли бы на сталь вне зависимости от страны проживания – ибо выигрыш в звуке именно для этой группы инструментов огромен. Стальные струны могут быть дорогими, но они используются на порядки времени дольше жильных, люди ленивы. Даже сейчас та же картина – проще и дешевле иметь нейлон, хоть жила звучит лучше.

Должна быть эволюция колков и формы инструментов на всех «коленолежащих» щипковых, после изобретения стальных струн - толстые, из крепких пород деревьев, поворачивающиеся пальцами колки под жильные струны (хотя я допускаю, что были и металлические) должны быть непременно заменены на тонкие железные под железный настроечный ключ. Давление струн значительно больше, должны быть сделаны дополнительные укрепления корпуса и особенно струнодержащих консолей. Должны развиться фабриканты разных напальчечников, позволяющих бряцать по железу – ногти срывали тонкие жилы, но для стали это часто мастхэв.

На сегодняшний день моё представление таково – революционным является изобретение пьянофорте/рояля или как угодно назовите. Он явно был сделан уже под сталь и под особый приём звукоизвлечения - удар молоточком по железу. На момент изобретения такого инструмента промышленность уже выпускала тонкую проволоку способную к натяжению. Способ обмотки толстых басовых струн другим слоем проволоки – это думаю специфическое изобретение, которое пришло со временем,  в начале на басах могли использовать жилы. После распространения фортепьяно в течение одного поколения на стальные струны перешли щипковые и перкуссионные струнники (в рамках музыкальных направлений, то есть классическая гитара осталась, но появилась акустическая). Пока получается, что фортепьяно было создано в середине 19 века.

Как определить точно. По анализу металла всех сохранившихся клавесинов/роялей в музеях и запасниках. Их там (было по крайней мере) очень много. Автор заметки не физик, но лирик, однако мне представляется, что как по анализу драгметаллов монет, можно понять их принадлежность к тому или иному месторождению, так и по металлу роялей, колков гитар, цимбал и канонов можно многое понять.

Клавесин является очень понятным продолжением лютни, арфы, псалтыря. Давайте мы не будет щипать пальцами струну, а будем нажимать на удобные клавиши. Это очень понятно, как и переход мягкой мелодичной виуэлы к достаточно акцентированной классической гитаре.

Установка железных ладов на струнные инструменты европейской культуры должна сопровождаться массовым переходом на 12 tet темперамент. При больших вариациях в строях между странами и отдельными композиторами имеют смысл жильные переставляемые лады. 

(прим.автора: для него,что сталь,что бронза,что железо, что нановеб эликсир, он всё путает)

https://www.youtube.com/watch?v=rNPEuxJsyUU

Tags: Технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments