1. Историки вскользь упоминают, что раскол неспроста синхронен присоединению Украины
2. Реформ Никона на территории Украины не было, для Киевской церкви не изменилось ничего
***
Отсюда - очевидный вопрос, а кто кого присоединил. Ну, да ладно, есть вещи поважнее. Пойдем по порядку.
***
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СБОЙ
Запрет на двоеперстие двукратен: в 1551 году и спустя почти ровно 100 лет. Меж ними - пустота.
***
ОЧЕРЕДНОСТЬ СОБЫТИЙ
1648 г. Б. Хмельницкий просит у Москвы военной помощи, уже планируя вхождение под протекторат Москвы
1648 г. Начинается ВОЙНА ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ УКРАИНСКОГО И БЕЛОРУССКОГО НАРОДОВ 1648-1654 гг.
1649 г. В Москву прибыли киевские монахи для сверки богослужебных книг Московии по греческим образцам
1653 г. 21 февраля Никон разослал церквам «Память» об употреблении троеперстного крестного знамения
1653 г. 1 октября - Земский собор в Москве принимает решение принять Гетманщину под протекцию Московского царства.
***
СУТЬ ДЕЛА:
Две столицы, Сарай и Москва, стояли на речном коридоре в Каспий, а это сфера влияния Персии.
Персия - родина несторианства, поэтому и Золотая Орда исповедовала именно несторианство.
Московия политически была ориентирована на Орду, и могла исповедовать только несторианство.
***
1313 Митрополит Петр посещает ставку хана Узбека и испрашивает у него ярлык, подтверждающий права духовенства
1342 Митрополит Феогност возвращается из Орды с ярлыками, подтверждающими льготы Русской Церкви и духовенства
1357 Митрополит Алексий во время посещения Орды получает новый ярлык, подтверждающий права Русской Церкви и духовенства
***
ВОССОЕДИНЕНИЕ С УКРАИНОЙ
Москва, после "воссоединения с Украиной", получила доступ в Черное море, но там царила греческая версия христианства, и несторианские процедуры присяги при оформлении сделок не были вполне легитимны. И новые деловые партнеры Московии заняли крайне жесткую позицию, вплоть до анафемы тем, кто крестится двумя перстами. Для них это было все равно что при клятвенном заключении сделки держать скрещенные пальцы за спиной.
***
ПЕРЕЧИСЛЮ ТЕХ, КТО НА МОСКВУ ДАВИЛ ПРЯМО
1656 г. Патриарх Антиохийский Макарий
1656 г. Патриарх Александрийский Паисий
1656 г. Патриарх Сербский Гавриил
1656 г. Митрополит Никейский Григорий
1666 г. Патриарх Антиохийский Макарий
1666 г. Патриарх Александрийский Паисий
Константинопольский патриарх Паисий в 1654-1655 годах занимал уклончивую позицию: он не возражал против двоеперстия, но это ему аукнулось: по доносу армян патриарх был арестован и чудом избежал смертной казни, будучи обвинен в шпионаже в пользу русского царя
***
Деньги любят предельную ясность.
***
ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМЫ
Уверен, что найти полные тексты, раскрывающие правовое содерждание реформы Никона невозможно. Однако в открытом доступе есть предельно четкие указания на основное.
1716 г. Петр I издал указ о положении на раскольников двойного оклада (дополнительный налог, приравнивающий к иноверцу)
1722 года 15 (26) мая Святейшим Синодом издаётся закон «О распоряжениях по обращению раскольников к православной церкве»: свидетельства раскольников (старообрядцев) приравниваются к свидетельствам еретиков и не принимаются в судах, как церковных так и гражданских.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
В феодальном обществе документирование развито слабо, и свидетельство (слово человека) - основа всей правовой системы. Старообрядцев лишили самой юридической возможности заниматься чем бы то ни было. Эта мера сродни гражданской казни, и, видимо, ею и является.
***
ПРИЧИНА РАСКОЛА
Причина раскола РПЦ предельно ясна: это очередной этап Катастрофы, завершившийся 17 августа 1668 года трансгрессией Каспия и затоплением земель под нынешней северной третью моря. О персидской торговле можно было надолго забыть, и Москве пришлось прорываться в Черноморский бассейн. Активы были, и эти активы требовали срочных перевложений. Отсюда и жесткость в проведении реформы.
***
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА...
1790-е гг. учреждено Единоверие — разрешено по снисхождению служение по древним православным чинам в Русской церкви, создание приходов для древлеправославных, и стали рукополагать священников для единоверцев (старообрядцев соединившихся с новообрядцами), при этом сами древнейшие православные чины официально продолжают считать в Русской церкви еретическими, берущими своё начало от армян и евреев.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
А так и есть. Здесь надо помнить, что эпицентр христианства - прикаспийская область, то есть, айсоры, персы, евреи, армяне и мы.