chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Еще раз о реках

Под катом выложу пару карт и скажу, что думаю.
Сразу карта рек Восточной Европы, России и Кавказа. Самые важные прочертил синим.

.
А теперь прочертим красным цветом основные транспортные коридоры через волоки. Черные звезды - "места силы", прежде всего, это волоки. Выводы дам под картой.
.

.
1. Славянские регионы России не имеют непосредственного выхода в транспортный коридор Рейн-Дунай. Отсюда и наша политическая изоляция. Ни нам их захватывать смысла нет, ни им - нас. Все общение идет через два моря - Черное и Балтийское, и вот там все схватки и идут. Не на суше. На суше только межплеменные родственные переделы.
2. Видна избыточность коридоров: купцы ходят не тем, так этим путем. Здесь корни исторической политической неопределенности. Для примера, в Египте все шло либо через Каир, либо хлопотным путем от Красного моря к первому Нильскому порогу и все равно в итоге через Каир. У нас иначе.
3. Самая верхняя черная звезда - Белоозеро, место очень долго бывшее фактически независимым. Причина - свой волок. Место имеет выходы в четыре моря, но через соседей, отсюда - при всей независимости - вынужденная к ним толерантность.
4. Интересно положение Казани; отсюда выход на Урал, а оттуда в Обский речной коридор; плюс, есть прямой выход в Каспий, а по волоку в Дон - и в Черное море, но - через Крым, то есть, через Османов. Отсюда предсказуемая толерантность Казани к Османам.
5. В целом, все регионы Причерноморья тяготеют к Османам, поскольку выход из Причерноморья на запад в Европу только через них.
6. Османы. Напомню, что впервые через Босфор корабли доказанно прошли в 1853 году. И вот Османы держали главное - Болгарию и Сербию, а это речные пути из Дуная в Эгейское (через г. София) и Адриатическое (через г. Белград) моря. Устье Дуная, ведущее в коридор через всю Европу, так же было за Османами. Плюс, за Османами волоки из Тигра и Евфрата в Куру, Аракс и Риони. Этого достаточно, чтобы диктовать условия всем.
7. Единственное, чего недоставало Османам, это транспортный коридор Кубань-Терек по Северному Кавказу. По крайней мере, ни одного города на Тереке Османы поставить так и не сумели, - это чрезвычайно важный факт. Отсюда вынужденная ориентация Османов на Казань, чтобы проходить в Каспий из Азова по Дону и через волок у Царицына вниз по Волге.
8. Османы - наследники Византии, и вот у Византии были совершенно те же проблемы. Даже хуже, пожалуй, византийцы так и не сумели даже приблизиться к Волге, - местные, видимо, были еще слишком сильны.
9. Нынешняя Москва при таком раскладе - не место силы, а компромиссное совместное решение других мест силы: чтоб ни вашим, ни нашим. Штурмовать нынешнюю Москву БЕСПОЛЕЗНО. Надо брать все города на Оке, но и это всех проблем захватчика не решит: избыточность коридоров позволяет возить те же уральские товары через Казань и Тверь в Ригу или через Казань и Царицын в Азов. На перевоз персидских и беломорских товаров захват Москвы вообще не повлияет. То есть, та Москва, в которую ходили крымские татары и въезжала Марина Мнишек, определенно не нынешняя.
10. Наполеон определенно шел не так, как на картах (поперек всех рек и сезонных водотоков), а поднимался по Неману и Зап. Двине, а затем через волок и вдоль Оки. Такой поход несложен и логичен. Целью такого похода мог быть только волок из Оки в Десну и Днепр чуть восточнее Смоленска. Этого достаточно, чтобы все финансовые цели войны были достигнуты. В нынешнюю Москву Наполеон, возможно, и ходил, но только для утешения самолюбия: сам по себе город Москва в смысле речной логистики не решал ничего. Поэтому Кутузов и не парился с защитой Москвы.
.

.
11. Чрезвычайно важным местом являлась Казань, но самосплав уральских металла и соли оттуда возможен только в Астрахань и через волок в Азов. В Россию - вверх по рекам - только через местных бурлаков, а значит, с местными надо дружить. Поэтому захваты городов вверх по Волге для Казани цель неоптимальная, - толку будет ноль. На это же указывают данные археологии: Золотая Орда в принципе на специализировалась на захватах. Отношения Орды и России явно базировались на иных принципах.
12. Польшу и Украину объединял в одно целое речной путь Висла - Западный Буг - Припять - Днепр. Плюс был сходный путь Висла - Сян - Днестр. Для герцогства Варшавского это были единственные пути выхода во внешний мир, поэтому следует расценивать экспансию Варшавы в Киевщину и вниз по Днепру в Черное море как нечто предельно естественное.
13. А вот у Киева, в отличие от Варшавы, выбор был: можно было работать и с Варшавой, и - по Десне и Угре - с Москвой.
.
ОБ ОБЩЕЙ ЛОГИКЕ КУПЦОВ
Казани нет смысла беспредельничать на землях восточнее и северо-восточнее, поскольку реки текут вверх, и без добрососедской помощи местного населения, живущего бурлацким промыслом, там все равно не обойтись.
Османам нет смысла применять силу на Днепре, на Дону и на Кубани по тем же причинам. Обратите внимание, Османы многое контролируют, но с местными на этих реках не воюют. В тех случаях, когда упоминают Османов, на деле, воюют крымские татары, но и то, по своей сути, это не войны и не захваты; это внутренние разборки давно породнившихся крымских и кавказских племен.
Киев мог бы захватить Угру, а затем и всю реку Оку, вместе с Москвой, но этого на практике не было. Причина очевидна: нынешняя Московия - не место силы, а компромиссная столица множества российских кланов. Цены все равно диктует не Москва, а Владимир, Нижний Новгород и Казань.
А вот для Московии самая очевидная цель поглощения - Киев, поскольку из Киева прямой путь не только в Днепр, но и в Вислу. Да, в устье Днепра стоят Османы, но зато товар идет самосплавом, а Османы держат на Днепре не волоки, а пару городов-портов, и вот у городов-портов коммерческая психология другая: города-порты не могут ставить условия, как это делают на волоках, города-порты рады товару, и неважно, кто его сплавляет вниз по реке. Османам воевать со взявшими Киев москвичами смысла нет, да и дорого, поскольку тащить снаряжение и провиант придется вверх по реке, а не самосплавом вниз.
.
САМЫЕ ОЧЕВИДНЫЕ ХОЗЯЕВА МОСКВЫ
Самые очевидные акционеры Москвы это те, кто живет бурлацким перевозом товаров, идущих к группе Смоленских волоков, ведущих в итоге в Черное и Балтийское моря. Это города Дона, Оки и Волги. Так оно и было на практике.
.
ПРОБЛЕМА С ТАТАРАМИ И МОНГОЛАМИ
Монголы, на деле, Русью не интересовались; их интересовала только регулярность платежей с купеческих княжеских семей и то не во всех городах. Дань в таком случае это или арендная плата за торговые точке в сфере влияния монголов, или даже обычная пошлина.
Большая часть актов разрушения городов на Украине в Росии и юго-восточнее, записанных на татар и монголов, совпадает с жуткими по мощи природными катастрофами.
Однако есть и реальные передвижения татарских войск по территории Украины и Белоруссии. Уверен, что это преимущественно сопровождение особо ценных грузов, например, кассы с данью, плюс, взыскание как регулярных платежей, так и сумм по задолженностям. Обанкротившуюся купеческую семью, не способную исполнять своих обязательств, меняли на следующую адекватную по рангу купеческую семью.
Иногда такие походы татар и монголов называют войной, однако война ВСЕГДА ИМЕЕТ ЦЕЛИ, а потому всегда приводит к адекватным политическим последствиям. В случае с монголами политических последствий во всех 100 % случаев нет.
Tags: Логистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments