?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Ставлю под сомнение колесо
Веселый
chispa1707
Русский крестьянин начала XX века охотно пользуется волокушами - удобно и дешево. Умеющие сделать колесо есть не в каждой деревне, и проблем с ним вплоть до изобретения подшипника было масса.

Казахский животновод-кочевник превосходно знал о существовании колеса, но в кочевье (взгорки, ложбины, переправы) оно не слишком удобно, и пользовались им далеко не везде и не всегда.

Индейцы Нового Света, местами (например, в Мексике) выросшие по уровню общественного развития до масштабов Византийской империи, вообще колеса не знали: лошадей не было, так что они предпочитали перевозить грузы по рекам - на лодках.

В Юго-Восточной Азии та же картина: пассажиров вплоть до XX века таскают на изукрашенных носилках да на спине. Колесо знают, но НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.

При этом сам принцип вращения (и даже колеса) всем был, в общем, известен - прялки, жернова, ручные мельнички, наконец, бревна в качестве колес для перемещения особо тяжелых грузов... А колесо не использовалось.

Колесо пошло в гору в Европе и в Средней Азии - там, где лошади были, а кочевать уже не надо плюс, есть достаточно ВЫСОКИЙ уровень технологического развития. То есть, возможно, колесо - дитя XVII-XVIII веков.
***
Стандартный европейский город стоит на реке. Бревна - сплавом. Стройматериалы или сплавом, или прямо на месте (отсюда в старых городах столько катакомб). Рыбу - в лодках, мясо пригоняют на своих ногах. Колесные телеги попросту не нужны.
Вот мельничное колесо необходимо, но мельница весьма прибыльная конструкция, - поставь мужика с горшком свиного сала, и пусть смазывает хоть несколько лет подряд, - все окупится.
Торговля - по той же реке. Можно посягнуть и на соседний район - за водоразделом, но там, скорее всего, уже другой народ со своими купцами. Так в Дагестане, так в Казахстане, так в Средней Азии - у живущих в разных ущельях и на разных реках есть свои этнографические отличия. Не сунется туда чужак со своим товаром; иначе - война!

Война и есть ключевое место. Лучшее место для применения колеса - полевая артиллерия. И если первые войны первых армий происходили при захвате чужих земель за водоразделом, то именно здесь колесо и необходимо. Пушку не повезут на плоту, пушку потащат по холмам; без колеса - никак.

  • 1
А боевые колесницы фараонов?

Египетские датировки довольно сомнительны. Историки Церкви ставили сроки, сопоставимые с библейскими. Пришел Наполеон и - видимо в пику Ватикану - сроки датировки подскочили до 15 тысячелетия до н. э. Затем снова откорректировали, и все в строгом согласии с наукой :)

Серьезные ограничения на даты ставит история лошади. Во времена Кортеса лошадь стоила целое состояние, то есть, в Европе она появилась незадолго до 1519 года.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Очень даже может быть. А вот ещё вопрос. У меня стойкое сомнение в эффективности и целесообразности боевого применения колесниц и тачанок. Ну не вяжется в моём понимании, чем может быть опасна колесница в открытом поле для пехоты. А на пересечённой местности и подавно. Транспорт - да. Но нестись на лошади навстречу строю противника с луками и копьями - безумие, сродни самоубийству. Даже если минуешь стрелы, пущенные издалека, даже если достигнешь неприятеля, дальше что? Порубят тебя на куски, если остановишься. А если строй пропустит тебя и сомкнётся, что ты будешь делать в тылу с открытой спиной? Ладно. Колесниц целых 100 штук. Ну сгрудятся они в рядах неприятеля, опять же порежут как баранов. А кони противнику останутся. Отличный подарок врагу. Новых то коней уже нет, а те, что остались - не обучены. тоже самое и о тачанках. В них есть смысл только как транспорт для смены позиции пулемётного расчёта. Но никак не для ведения боя с колёс. Удобно драпать от басмачей и отстреливаться, но и это лишь чтоб врага попугать. В движении с руки можно ещё вести условно прицельный огонь из лёгкого стрелкового оружия, но со станкового пулемёта!? Помилуй Бог!

Согласен. Самое практичное применение лошади у гуситов и переселенцев в Новом Свете: повозки кругом, лошадей и сами внутрь - и отстреливайся, сколько угодно.

Древние иранские колесницы совершенно точно - подлог. Читал, что конструкция не позволяла им реально хоть в чем-то участвовать. Только - по асфальтовому шоссе.

Конница может давать психологический эффект.

(Удалённый комментарий)
так ведь не по сухому же соединение было, а дегтем смазывали или другим жирным веществом (да то же масло оливковое)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
например, в Японии пользоваться колесами было разрешено только Императору. все остальные либо пешком либо на лошадях.
в связи с чем, когда португальцы и голандцы завезли огнестрелку /16й век/ (и как раз во время очередной гражданской войны), то артиллерия у Японцев (купленная у европейцев) была стационарной - устанавливалась на мешках.

в Китае, когда Ши Хуанди объединил страну /3 в до н.э./, то одной из реформ была унификация расстояния между колесами в повозке - чтобы колея на дорогах была одинаковой.

Китайская история местами малодостоверна. Вот здесь гляньте...
http://historyisnomore.blogspot.ru/2011/03/blog-post_8575.html

Без железной оси и обода колесо малоэффективно - игрушка. Железо в значительных количестве начинает производится в Европе в 17 веке, до русских крестьян доходит в 19 веке.

Как только железо массово дошло до азиатов, там забегали велорикши.

А рассказы про древние боевые колесниц - очевидные сказки.

Вот-вот. И к какой эпохе мы отнесем римский Circo Massimo?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Re: Исаак Бэббит (1799-1862)

Бабит это уже в эпоху паровых машин. До этого дерево по дереву, позже ось в металлической гильзе. Конечно при обилии смазки.

Кстати, и бочку не собрать без железного обруча!!!

То есть, оптовая торговля соленьями - вареньями и винами была невозможна до появления сравнительно дешевого железа! Разве что, откапывали древние амфоры и в них возили.

///Кстати, и бочку не собрать без железного обруча!!!
а другие материалы никак не подойдут? :)

Кандидатская по колесницам, СПБГУ, 1997 http://centant.spbu.ru/aristeas/autoref/nef/001.htm

"Тема боевых колесниц у древних греков стала разрабатываться с XVII в. Главным источником для исследований служили поэмы Гомера, а изучалась конструкция колесниц и лексика, относящаяся к колесному транспорту. После открытия Г. Шлиманом микенской цивилизации, началось исследование и ахейских колесниц, главным образом, их конструктивных особенностей. В середине XX в., когда было дешифровано линейное письмо Б, стало прояснятся место колесничих и колесниц в структуре микенской дворцовой монархии."

"В отечественной историографии исследование ведется по тем же направлениям, что и на Западе: история распространения коня и в этом контексте - колесницы, а также анализ сведений линейного письма Б. Впрочем, и эти работы крайне немногочисленны. Специально греческим колесницам посвящено лишь две статьи [2]. Таким образом, до сих пор в мировой историографии нет обобщающей монографии, посвященной всему ходу развития колесничного дела у древних греков в контексте эволюции их военного дела."

"Первоначально упряжкой в Греции обладали наиболее знатные представители складывающихся микенских государств. Именно они сражались с колесниц как луком, так и с помощью копья, для чего требовалось непосредственное соприкосновение с противником и возможное спешивание. Основная же масса войск состояла из пехотинцев. Бой в этот период носил "героический" индивидуальный характер, поскольку и само общество находилось на стадии "военной демократии".

Ну, бред ведь :(
Лошадь уязвима - ткнул ей в бок пикой, и кранты вождю.
Колесница уязвима - камень под колесо попал, и кранты вождю.
Сам вождь уязвим, - когда находится на дистанции рукопашного боя.

Зачем ему это надо? Чисто понтануться? Ради чужой диссертации?

Колесо используется на дороге. Это и есть ограничение применения. В военном деле то же. Раньше часто показывали передвижения советских войск во время второй мировой войны, чтобы прочувствовали реальность, там полный набор что лошади что автотранспорт, причем это всетаки по дорогам, не по полю.

  • 1