?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Об истории туннелей. Часть 5-3 -1.
Веселый
chispa1707
Оригинал взят у aldanov в Об истории туннелей. Часть 5-3 -1.

Древний Рим: дорожные туннели.

Рис. 35 Транспортные туннели Древнего Рима – несомненно, высокое достижение технологической цивилизации

Древний Рим известен в истории своими великолепными дорогами. Дорожная система Рима состояла из 400 000 км дорог, включая, по разным сведениям от 80 до 85 тысяч км мощеных дорог (рис. 36). Хотя это понятие объединяет дороги действительно мощеные и гравийные. В пору расцвета Рима от столицы отходило 29 больших дорог, а всего их в империи было 372. Карта римских дорог представлена на рис. 37. Строительство дорог продолжалось 7 веков. Дороги использовались также для торговли и почтового сообщения, но мощеные дороги с середины 4 века до н.э строились, в первую очередь, как военные коммуникации, к тому же и руками легионеров, но позже использовался и труд местного населения. Дорожные инженеры были у римлян частью армии. Помимо самих дорог строились мосты и туннели.

Рис. 36. Римская дорога нередко была сделана так, что служит и до сего дня.

Рис. 37. Схема римских дорог.

Обратимся к некоторым сохранившимся римским дорожным туннелям. У всех них есть определенное сходство: они построены ради сокращения пути и преодоления сложного участка, укреплены, где необходимо, арками и сводами, и в целом демонстрируют римскую непреклонность и желание подчинить себе и саму природу. Уже ранние туннели оказываются вполне функциональными (рис. 38), но, в случае необходимости, они были позже достроены и усовершенствованы (рис. 39).

Рис. 38. Вход в старый туннель Фурло на римской дороге Via Flaminia, построенной в 220 г. до нэ консулом Гаем Фламинием и ведшей от Рима к Римини через Аппенинские горы. Туннель, 8 м длиной, 3.3 м шириной и 4. 45 м высотой, служил, вероятно, с 220 г. до нэ и до 76 г. нэ, когда был заменен намного более совершенным вариантом.

Furlo Tunnel South.jpg Рис. 39.Большой туннель Фурло с южной и северной сторон, и его вид внутри. Этот туннель длиной 38, высотой 5,5и щириной 6 м пробит уже при императоре Веспасиане в 76 году н.э. и служит до сих пор. Это уже очень квалифицированная работа.

Для сравнения приведем еще несколько римских дорожных туннелей – на итальянских островах Капри и (рис. 40), на границе Гаскони и Басконии (рис. 41), в центральной Испании (рис. 42), в Швейцарии (рис. 43).Что можно обнаружить, так это  прагматичность древнеримских инженеров, приспосабливаюшихся к возможностям конкретных местностей, уже существующим проходам, иногдла экономящим на отделкеили оставлющим ее на более позднее время..

Рис. 40 Римская дорога и туннель на Капри, проход на острове Isola di Ponza, длиной 500 м. Об обоих туннелях пишут, как о старых, около 500 г. до нэ, что вряд ли является правдой.

Рис. 41. Туннель Св. Адриана, соединяющий Гасконь и Басконию, вход с северной стороны . Римляне использовали в данном случае природную пещеру и существовавший до них путь, и пробили более щирокий проход . В средние века в туннеле была построена часовня.

Рис. 42.Вид римских туннелей в центральной Испании. Ruta del embalse de Picadas - Tunel Ferrocarril и “Tranvía de la Sierra”. Первый явно не доведен до конца, стены не обработаны.

Рис. 43. Проход Petra pertusa в Швейцарии, пробит в 3 веке нэ..

И, наконец, рассмотрим вершины туннелестроительного мастерства римлян в данной области - три неаполитанских дорожных туннеля.