?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Об истории туннелей.Часть 5-2.
Веселый
chispa1707
Оригинал взят у aldanov в Об истории туннелей.Часть 5-2.

Древний Рим.Туннели для осушения.

Рис. 28. Выход из туннеля Альбано на гравюре Пиранези, 1762 г. Художник, впечатленный красотами и совершенством туннеля, посвятил туннелю целую серию гравюр.

Наличие многочисленных вариантов туннелей, относящихся к разным этапам истории Древнего Рима позволяет, в общем-то, получить много дополнительной информации, если есть хорошее описание наличного материала. Так, в предыдущем очерке мы говорили o туннелях, бывших подземными частями акведуков. Имея данные по времени строительства, деталям прокладки акведуков, их географии, параметрам их туннелей можно получить кривые исторической динамики прокладки акведуков, выделив при этом самые сложные проекты и их динамику изучить специально, через эти результаты установить связи с римской колонизацией, по изменению техники строительства акведуков и туннелей сделать выводы о ее прогрессе или регрессе и так далее. Это то, что позволяют получить хорошие базы данных.

Но, поскольку таких подробных данных у меня пока нет, займемся не менее интересным вопросом, а как развивалось строительство других типов туннелей, насколько сложные задачи приходилось решать строителям тут, и как они с ними справлялись. Обратим также снимание на периоды наибольших достижений.

Кроме того, данные по разным типам туннелей можно сравнить между собой, и немного прояснить вопросы, связанные с накоплением специальных знаний в Римской империи и развитием инженерных профессий.

Туннели для осушения.

Осушительные туннели примыкают к туннелям акведуков: близкое назначение, сходные методы строительства. Но тут туннель был главной и самоцельной частью проекта, для него предусматривался заметно больший объем переносимой воды, и с эксплуатацией потому возникали большие проблемы: накапливались осадки, туннели ими забивались, а также размывались потоком воды или осыпались. Так что задача поддержания такого туннеля в эксплуатации была заметно более сложной, чем в акведуке.

Мы говорили, что один из первых римских проектов был проект частичного осушения озера Альбано, осуществленный, по римскому историку Титу Ливию, всего за 1 год, в 398-397 годах, потребовавший, пробивки туннеля длиной 1425 метров. Ширина туннеля составила 1,2 метров, пробивка велась сегментами, для чего было пробито 5 вертикальных шахт. Удивляет, что уже в такой ранний период был достигнут высокий уровень проекта.

Чем это можно объяснить? Во-первых, у туннеля Альбано существовал некий этрусский предшественник, и возможно, что римляне расширили туннель этрусков и несколько изменили его внешний вид. Во-вторых, Тит Ливий сообщает, что пробить туннель, который, по предсказанию, обеспечивал победу над этрусками, им повелела пифия из Дельф. Так что возможно, что мастеров для проведения/реконструкции туннеля римляне нашли среди греков о время поездки в Дельфы.

Факт тот, что на долгое время туннель стал гордостью римлян, и в более поздние времена они его красиво отделали внешне (рис. 29).

Таких туннелей, пробитызх из вулканиченских озер, известно несколько. Например на озерах Gabi, Guilianello, Pantano Secco, Pavona. Профессор Витторио Кастеллано, специалист по античным подземным сооружениям в Италии, жалуется в своем интервью, что они остаются малоисследованными. В самом деле, внутренняя часть туннелей доступна пока лишь спелеологам. И до исторической датировки тут дело просто не доходит.

Рис. 29. Спелеолог в туннеле озера Габи - http://www.speleoclubroma.org/laspeleologia.html

Рис. 30. Выход из туннеля Guilianello

Но факт тот, что деятельность по пробивке таких туннелей существовала, и она подготовила крупный проект, осуществленный во времена господства Рима.

Туннель для осушения озера Фучино, находившегося на восток от Рима, примерно в 100 км, был построен по распоряжению императора Клавдия (правил в 41-54 гг н.э.). Но идея туннеля принадлежала еще Юлию Цезарю, о чем писали древнеримские историки Светоний и Тацит. По своей   территории (140 кв. км) это был третий по величине внутренний водоем Италии. Фучино не только периодически заливало ближайшие территории весной или во время ливней, но и было рассадником малярии. Для отвода воды был устроен туннель длиной 5647 метров к реке Литис, потребовавший работы 22,5 тысячи рабов и 7,5 тысяч свободных специалистов – плотников, каменщиков, кузнецов, контролеров и других в течение 11 лет. При таком раскладе на каждого раба приходится по 2,5 см туннеля в год. Чем объясняется низкая скорость?

Его исключительной сложностью, до того невиданной. Туннель, во первых, включал ряд вертикальных шахт и дополнительных сооружений, входной шлюз (рис.31), на выходе дополнительно была устроена надземная часть длиной 1,6 км (рис. 32). Его вели и под горой Монте Сальвано на глубинах до 122 метров через очень твердые породы, и можно представить, насколько работа тут был сложной. Было немало несчастных случаев, катастроф и и смертей рабочих. Всюду, где возможно, стены туннеля укрепляли кладкой и обмазывали раствором (рис 33).

Рис. 31. Центральный коллектор туннеля Клавдия в городе Авеццано.

Туннель имел большие размеры. Расширенный позже, при императоре Адриане, туннель после этого имел высоту 7,5 м, в некоторых местах имел ширину 19,5 м наверху, на дне 4,5 м. Первоначальных размеров мы точно не знаем, но можем предполагать, что с самого начала задавались размеры нескольких метров (рис. 33)

После появления туннеля Клавдия озеро Фучино уменьшилось лишь до площади 90 кв км (65%). Потому при императоре Адриане (правил 117-138) туннель был расширен, при этом, понятно, первоначальный вид туннеля изменился. При Адриане озеро уменьшилось до 57 кв км (40% от первоначальной площади).

Рис. 32. Останки выходной части туннеля Клавдия.

Рис. 33. Coхранившаяся часть туннеля Клавдия. Фото дает представление о размерах и тщательности исполнения туннеля.

Клаус Греве[i], изучающий античные туннели, пишет, что туннель Клавдия-Адриана является предельным достижением античного туннелестроения. В самом деле, глубина пробивки, огромные размеры, туннеля, достигнутая точность (уклон 0,05%) не с чем больше сопоставить, разве только с современными сооружениями, которые достигнуты, однако, принципиально иной техникой.

Какое место занимал проект в сознании людей того времени? После окончания строительства был устроен грандиозный водный праздник на озере Навмахия, с битвами кораблей, а рабы, работавшие на строительстве, были отпущены на волю и основали целый город Авеццано. Можно судить, что событие было исключительным.

Существует интересная книга М. и Р. Торнтонов[ii], в которой авторы проделали классическую историометрическую работу, измерив в объективных единицах труда (с учетом и качества работ, подобные затраты увеличивающие) все заметные строительные и реконструкционные проекты римских императоров за 100 лет, от 30 г. до нэ и до 70 г. нэ. и построили очень важный график (рис. 32), по которому видно, что обнаруживается два пика работ. Интересно, что первому пику можно сопоставить появление «Десяти книг об архитектуре Марка Витрувия», их относят ко второй половине I века до нэ.

Второй пик возник, в первую очередь, в результате строительства туннеля Клавдия. График этот интересен как с точки зрения оценки строительной возможностей империи, так и для понимания места туннеля Клавдия в ее начинаниях.

Рис. 32. Количественное измерение работ в Риме за период примерно 100 лет по книге M. K. and R. L. Thornton: Julio-Claudian Building Programs: a Quantitative Study in Political Management.   Bolchazy–Carducci Publ, Illinois, USA 1989, стр. 29.

И по этим данным получается, что проект действительно потребовал большого напряжения, как организационного, так финансового, и это в период расцвета империи.

Около 508 года землетрясение, которое частично разрушило Колизей в Риме, затронуло и туннель Клавдия – Адриана, он перестал пропускать воду в прежнем объеме, потом забился совсем и озеро постепенно восстановило свои границы. (рис 34).

Рис. 33. Забитые участки туннеля Клавдия.

В 19 веке возник проект восстановления туннеля Клавдия, но он не удался ввиду огромной трудоемкости и, озеро было осушено  посредством проведения канала в 1854-1876 гг.

Ну, и еще один великий древнеримский гидротехнический проект связан с туннелем для реки Оронтес (рис. 34) от города Селевкия Пиерия в Каппадокии (ныне Samandag and Antakya, Турция)



Рис.34 Туннель Тита был построен во времена императоров Веспасиана и Тита, начат около 70 г. нэ. Его длина 1400 м, щирина 7м, высота 6 м.



[i] Grewe, Klaus (1998), Licht am Ende des Tunnels. Planung und Trassierung im antiken Tunnelbau, Mainz: Verlag Philipp von Zabern

[ii] M. K. and R. L. Thornton: Julio-Claudian Building Programs: a Quantitative Study in Political Management.   Bolchazy–Carducci Publ, Illinois, USA 1989.


  • 1
  • 1