chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Сгоревшие и затонувшие

(судьба 1137 океанских лайнеров)

Из выпущенных с 1858 по 1991 год 1137 лайнеров 818 (72 %) погибли: в море и в доках, на мелях и минах, от взрывов и обстрелов. Хорошо виден волнообразный характер выхода лайнеров из строя; это, преимущественно, - результат войн. Но не только.
Oceanliners 00

Средний срок службы лайнера - 25 лет, причем, скорее, меньше 25 лет, чем больше.
Oceanliners 01

А вот чуток подробнее.
Построено лайнеров - суммарно - к такому-то году.
Вышло из строя - суммарно - к такому-то году.
Держится на плаву в таком-то году. Плюс пассажиро-места. Комментарии будут ниже.
Oceanliners 02

Хорошо видно, что к 1932 году число одновременно держащихся на плаву лайнеров резко прекратило рост. В 1941 оно пошло вниз, и с тех пор так и держится в районе 350 судов.
Число пассажиромест пластичнее: с прекращением к 1930-м годам массовых миграций заполнение судна пассажирами уменьшилось, а билеты, видимо, стали, в среднем, дороже. К 1980-м начали строить лайнеры-гиганты, и число пассажиромест опять пошло вверх.

И самый интересный график. С 1950 по 1976 год лайнеры стали чаще перепрофилировать под казино, отели и морские школы. На тот же период приходится небольшая серия затопления океанских лайнеров по неизвестным причинам. Что произошло?
Oceanliners 03

Ключевой момент - резкий взлет числа аварий сразу по окончанию войны. Лайнеры строят и строят, но общее их число на плаву стабильно - порядка 350 штук. Остальные тонут, причем тонут массово. На мой взгляд, перед нами организованная ликвидация выработавших за время войны свой ресурс кораблей. Взрывы, пожары, посадки на мель. Жертв немного, обычно 3-5 человек. Описания лаконичны.

Broken up in Kaohsiung
Broken up in Hong Kong
Broken up in Bombay

Думаю, перед нами криминальная схема получения страховок.
А в 1960-х что-то происходит, и правила игры меняются, а серия затоплений судов из-за угрозы уголовного расследования переходит в категорию "детали неизвестны". Тогда же старые уже готовые к затоплению лайнеры принимаются спешно переоборудовать - хотя бы под что-нибудь - или отдавать в залог. Но главное: с 1967 года аварии практически прекращаются: ни посадок на мели, ни пожаров, ни взрывов по неустановленным причинам.

РЕЗЮМЕ: традистория практически не уделяет внимания участию криминального капитала в построении общества, а, между тем, участие это колоссально: опий, как прямо написано в Энциклопедии XIX века, вовсю добавляемый в сигареты, якобы утонувшие битком набитые серебром испанские суда, коррупционные схемы раздела имущества сожженных еретиков, страховые компании, грабящие рядовых клиентов для обеспечения интересов VIP-клиентуры - все это исторически оправданные механизмы построения Цивилизации, как она есть.

ПОЗДНЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Одолели меня сомнения.

Например, "Broken up in Genoa" можно перевести и "разбился в Генуе", и "пущен на слом в Генуе".
Если верна вторая дефиниция, я во многом неправ.
Не исключено, что термин использован в более чем одном смысле, и в этой группе содержатся как криминальные аварии, так и легальный пуск на слом.
Вот как выглядит график.

Oceanliners 05.png

Если это нормальный пуск на слом, то график после 1977 выглядит более чем странно. Никаких причин снижать вывод из строя устаревших лайнеров я не вижу, тем более, что пик переоборудования остался позади - в 1950-1970-х.

Есть еще один интересный график - это 100% аварии - посадки на мель, пожары и затопления. И этот график тоже странен.

Oceanliners 04.png

Я не вижу никаких причин для снижения аварийности в 1945-1965 и бурном процветании аварий в 1965-1995-м. Объяснения - пока - большей частью нецензурные :)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments