https://scan1707.blogspot.com/2019/05/blog-post.html
Наблюдательный френд prefgamer обнаружил, что графики упоминаемости коки и мате дополняют друг друга и определенно составляют одно математическое целое. Вот как это выглядит:
Ну, и вдогонку врежу свою статью по теме; как раз сегодня я увидел ее изданной в сборнике с трудами 14-й международной научной конференции "Цивилизация знаний: проблемы и смыслы образования" г. Москва, 26-27 апреля 2013 г.
НАРКОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Степаненко А. Г.
Аннотация: история употребления наркотиков нуждается в пересмотре.
DRUG ABUSE ASPECTS OF CIVILIZATION
Stepanenko A.G.
Abstract: history of drug use needs to be revised.
ПРОВАЛЫ В ИСТОРИИ КОКИ И КОКАИНА
Резкое падение числа сведений о коке с начала XVII века до середины века XIX вполне объективно, хотя логически необъяснимо.
Анестезирующее действие коки в полости рта, известное каждому перуанцу, могло быть описано европейцами еще в 1505 году (первый отчет о коке), однако европейские медики (Ж. Тщуди) впервые отметили местно-анестезирующее действие коки лишь в 1839 году. Разрыв - 334 года.
Полевые испытания коки в качестве средства от усталости в Европе провели в 1875 году (Роберт Кристисон) и в 1883 (Теодор Ашенбрандт). На оценку того факта, что еще в 1575 году на добыче серебряной руды в Перу в качестве тонизирующего средства использовалась кока, ушло 300-308 лет.
Закономерны сомнения в полноте базы данных (сведений о коке в открытом доступе немного), однако подобное распределение плотности событий характерно для массы разделов мировой истории. Плюс практика показала, что, сколько тематическую базу ни пополняй, а основные закономерности сохраняются.
КУДА ИСЧЕЗЛИ СВЕДЕНИЯ О КОКЕ?
В 1862 году сэр Clements Robert Markham в книге «Travels in Peru and India while superintending the collection of chinchona plants and seeds in South America, and their introduction into India» оценил ежегодный сбор коки в Южной Америке не менее 30 миллионов фунтов (13608 тонн).
В том же 1862 году компания Merck произведет ¼ фунта кокаина, то есть, технология готова, и то, что за следующие ¾ кокаина Merck отчитается лишь в 1883 году, спустя 21 год, выглядит как сокрытие данных, либо как попытка застолбить приоритет на 21 год раньше подлинного создания технологии.
Однако и до Merck 13,6 тысяч тонн листа коки имели какого-то потребителя, и это не Vin Mariani (вино с кокой, созданное в 1863 году) и не Coca-Cola Company (будет создана в 1889). Собственно, уже в 1535 году епископ города Куско брал церковную десятину кокой, и, тем не менее, кроме индейцев Перу, в истории никаких потребителей коки с 1535 по 1863 год нет.
Ответ на вопрос, куда исчезли сведения о коке, прост; коку продавали под иными названиями, в частности, tabac du Pérou – перуанский табак. Это вполне корректное название; сохранились свидетельства, что коку можно курить, - как минимум, двумя способами, а главное, порошок из коки можно нюхать. Понятно, почему на парижской табакерке для снуффа (нюхательного табака) изображена именно кока.
Вопрос, только ли коку нюхали в прошлом под названием табака? Не было ли там и табака тоже? Пока подтверждения этой версии я не нашел; даже в XIX веке ни в Штатах, ни на Кубе, ни в Турции, нюхательного табака не растят. Есть сведения о фабриках, резавших и паковавших снуфф (в Виргинии, P. Lorillard в Нью-Йорке и Жуковская в России); нет сведений о плантациях. Похоже, поставлявшийся в Европу «перуанский табак», то есть, кока, и есть оригинальный снуфф, вытесненный с рынка синхронно с началом борьбы с наркотиками. Косвенным указанием на коку являются множественные описания действия снуффа; он «прочищает мозги».
«ИСПИТЬ ТАБАКУ»
Вот выдержка из этимологического словаря Фасмера: др.-русск. пиют табак (Гагара, 1634 г., стр. 75), но также: табаку испил (Аввакум 124).
Это вполне корректная цитата: коку (она же «перуанский табак»), например, пить можно. Вот два подходящих словосочетания:
- mate de coca – матэ (чай) из коки;
- mate – матэ (чай) из той же самой коки.
Именно этот матэ поставляли из Южной Америки иезуиты, а едва орден разогнали, секрет популярнейшего чая был утрачен. Ныне под названием матэ пьют «Падуб парагвайский», и вряд ли этот напиток имеет отношение даже к нынешнему названию «yerba mate», например, потому, что смысл слова «yerba», - скорее «зелье», чем «трава».
Хосе Кардьель в книге «Миссии в Парагвае» (1746) писал: «…зелье мате, имеющего преимущество быть единственным [растением] на той почве и обеспечивающее всю Южную Америку». А некий Антонио Руисе де Монтоя запретил употребление матэ и каждый год сжигал по 14-15 тысяч арроб зелья. Ну, и что это может быть – невинный травяной чай или все-таки - «перуанский табак»?
ЧТО ПРОДАВАЛИ ПОД НАЗВАНИЕМ ТАБАКА
Вот некоторые синонимы термина «табак».
Catherinaire | Катерина |
heilige Kraut, herbe sainte | святая трава, Гликерия |
herbe à ambassadeur, herbe a l'ambassadeur, herbe de l'ambassadeur | посольская трава |
herbe à tous les maux, herbe à tous maux | трава от всех зол (болезней) |
herbe angoulmoisine | трава Ангулемская |
herbe Catharinae | трава Екатерины |
herbe de Monsieur Le Prieur | трава мсье Приора |
herbe de Sainte-Croix | трава Святого Креста |
herbe de Ternabon | трава Тернабона |
herbe du grand prieur | трава великого приора |
herbe nicotiane | никотиновая трава |
herbe nicotiniane | никотиниановая трава |
herbe pétun | трава петюн |
herbe sacrée | трава сакральная |
jusquiame du Pérou | белена из Перу |
l'herbe à la Reine, herbe de la reine, herbe reginae | трава королевы |
médicée | медичи |
nicotiane | никотиана |
panacée antarctique | антарктическая панацея |
Petum Angoulmoisine | Петюм Ангулема |
petun | петюн |
poudre a la reine | порошок королевы |
Tabac commun | табак обыкновенный |
Tabac vrai-nicotiane | табак истинно никотиновый |
tarnabonne | Тернабон |
toubac | табак |
Здесь масса ключевых имен: Медичи (она же – Екатерина), англизированное имя Niccolò Tornabuoni, весьма близкий к папскому престолу Sainte-Croix – этих людей из большого бизнеса прошлого объединяет почти полное отсутствие сведений о семейной торговле с колониями Европы. Выскочка-корсиканец Анджело Мариани, догадавшийся настаивать вино на коке, стал миллионером, а те, кто поставлял коку таким, как он, – десятками, а затем и сотнями тонн – так и остался за кадром. Мы знаем семьи, крупно заработавшие на табаке и чае, и не знаем тех, кто в то же самое время поднялся на опии и коке.
Пишут, что Екатерине Медичи помог от мигрени некий «табак». Однако подлинный табак сужает сосуды и, скорее, усугубляет головную боль, а вот кока… могла и помочь. Думаю, она же скрывается под «табачным» названием jusquiame du Pérou – белена из Перу.
А был еще и голландский «мадак» - смесь табака и опия. Сведений о мадаке – кот наплакал, хотя именно этим «табаком» подсадили на опиум весь Китай.
ЧТО ПРОДАВАЛИ ПОД НАЗВАНИЕМ ЧАЯ
Мы уже видели, что чай матэ, в прежние времена, был чаем из коки, поставлявшемся, в том числе, из Парагвая. И здесь самое время вспомнить еще один «табак» - марихуану; все-таки «трава сакральная», скорее, канабис, чем табак. Одно время именно Парагвай – самый центр «королевства иезуитов» - был абсолютным лидером по выращиванию марихуаны. Если верить тому, что пеньку в Европу, в основном, поставляла Россия, то парагвайский продукт годился лишь для одной цели – для улучшения товарных свойств экспортируемого в Европу местного чая. В Средней Азии канабис именно так и пользуют – в виде чая, без необходимости курить. Так же под названием «бханг» употребляют канабис и в Бангладеш.
Собственно, и в Европе, даже в XIX веке, опий не курили, а пили – под названием териак (трикл). Курение опия считалось неприличным и приемлемым разве что для китайцев. Вот и выходит, что где-то «табак» курят, а где-то «пиют, испивают» словно «зелено» (возможно, от «зелье») вино, - и это совсем не то, что мы знаем как табак или чай. Вот подходящая цитата…
1851 год. В Англии издается закон, значительно ограничивающий продажу вина, спирта, пива, и других алкогольных напитков, но поддерживающий продажу чая, кофе, шоколада, какао, лимонада и т.п. Этот закон также получил известность, как «закон о файф-о-клоке», т.к. в нем был пункт, который гласил, что все служащие, рабочие и моряки ровно в 17.00 обязательно должны делать 15-минутный перерыв для чаепития.
Как видим, Великобритания поставила задачу ликвидации алкоголизма, - капиталу не нужен опаздывающий на работу алкоголик, но может ли чай победить алкоголь? А это смотря какой чай… вот пара подходящих цитат.
Вкус высушенных листьев Erythroxylum coca подвид coca (Боливийская кока) на вкус сильно напоминает китайский зеленый чай.
1910 год. Оглашены сведения о том, что чернокожие рабочие в США получали кокаин от своих нанимателей для повышения работоспособности.
Ну, и самое время вспомнить знаменитые гонки «чайных клиперов», начавшиеся почти одновременно с Законом о файф-о-клоке. Любопытно то, что никаких гонок по доставке драгоценного опия или коки мы не знаем. Опий по цене 3 золотых гинеи за фунт никакого ажиотажа не вызывает, а чай по цене 1 шиллинг за тот же фунт везут наперегонки.
При этом чай на отдельных участках истории имеет удивительную динамику продаж. В 1701 в Англии продано 30 тонн, а через 3 года в 1704 – 800.000 фунтов. Это – 11-кратный (!) рост, характерный именно для наркотика. И если в 2009 году англичане потребляли по 2,5 кг чая в год на душу населения, то в 1897 году – 4 кг. Не изменились ли за эти 112 лет товарные свойства продукта?
И последнее, в тех районах России и Украины, где на чай не подсели до начала XX века (точнее, до Шанхайской опиумной комиссии), чая не пьют и сейчас – не видят в нем тех товарных качеств, за которые можно платить деньги.
ТАЙНА СЕРЕБРЯНЫХ ГАЛЕОНОВ
С XVI по XIX век в Мексике и Перу добывали около 85 % всего серебра, но галеоны шли не в Испанию (Атлантика кишела английскими пиратами); они шли на Филиппины. На какой товар можно было обменять в Азиатско-тихоокеанском регионе столько серебра? По некоторым оценкам, порядка 40 % этого серебра оказалось в Китае, а там было только два ключевых товара: опий и чай. Фарфор из Китая шел исключительно низкосортный и использовался капитанами в качестве балласта, - чтобы доверху нагруженное чаем судно не перевернулось. Статистики торговли китайским шелком попросту нет. Заявления о том, что им торговали, есть, а самого шелка нет.
Остаются чай и опий. Однако никаких сведений об испанском чае или опии нет. 85 % мировой добычи серебра за три столетия буквально исчезают из поля зрения.
ИСЧЕЗАЮЩИЕ ДЕНЬГИ
Впервые по-настоящему крупные деньги исчезли в 1343 году, когда лопнула «Золотая сеть», имевшая в откупе в Италии винокурение, в Англии – шерсть, таможню и некоторые госналоги, и при этом собиравшая десятину для Папы. Специально для них Папа закрыл глаза на ростовщический процент. И в истории этого банкротства более всего важны две детали:
- синхронно с крушением «Золотой сети» по всей Европе возникли десятки мелких и как бы самостоятельных банков;
- неизвестно, в чьи руки перешел опийный трафик, переданный Папой в руки Барди и Перуции после отъема права держать «сироп мака» у отлученного от Церкви ордена госпитальеров Иерусалима.
Второй и третий достойные внимания случаи это государственные банкротства Испании в 1557 и 1607 годах, тесно связанные с именем богатейшей семьи всех времен и народов – Фуггеров, поднявшихся после массовых конфискаций имущества европейских евреев в 1492 году. В истории этой семьи много тайн, одна из которых – получение Карлом I (он же Карл V) 850 тысяч золотых.
Впервые эти деньги были предложены Карлу новохристианами в 1516 году – взамен публичности судопроизводства инквизиции. Второй раз те же деньги на тех же условиях были предложены Карлу в 1517 году. Третий раз те же деньги на тех же условиях, но уже от имени депутатов кортесов, были предложены Карлу в 1518 году. Карл почти согласился (деньги были нужны, чтобы стать императором), но его отговорил кардинал Адриан – будущий Папа. Но когда ту же сумму предложили банкиры во главе с Фуггером, Карл деньги взял.
В обмен он отдал Фуггерам откуп с трех крупнейших орденов (Сантьяго, Алькантара и Калатрава), державших серебряные рудники Америки, и ртуть месторождения Альмаден, обеспечивавшую новую технологию извлечения серебра. По сути, Карл отдал банкирам абсолютную власть, и все-таки Фуггеры (синхронно с банкротством страны), дважды – в 1557 и 1607 годах - «разорялись».
В незлонамеренный характер банкротства поверить сложно:
- Испания, а, по сути, Фуггеры, поставляли на рынки 85 % серебра;
- серебро уходило на Филиппины (а этим регион держали подконтрольные Фуггерам ордена) и там исчезало;
- добыча серебра, особенно в Потоси, тесно связана с рынком коки (индейцев пичкали кокой так же, как в 1910 году в США пичкали кокаином афроамериканцев), уже в 1571 году оцененном иезуитом Хосе де Акоста в полмиллиона испанских долларов;
- нет сведений, в чьи руки попало производство коки после банкротства Испании и разорения семьи Фуггеров.
Огромные деньги, вне сомнения, формировавшие Большую Политику, задвинуты на самый задний план истории.
ПЕРЕДЕЛ ОПИУМНОГО ТРАФИКА
В 1773 году был уничтожен орден иезуитов, причем более всего Папа был недоволен политикой ордена в Индии и Китае – двух крупнейших регионах международной наркоторговли. В том же году британский генерал-губернатор Бенгалии разрушил синдикат города Патна и установил монополию Ост-индской компании на торговлю Бенгальским опиумом.
Из контекста следует, что иезуиты были готовы ко всему, по крайне мере, именно тогда Китай по-настоящему закрывается от Ватикана. Формально никаких иезуитов внутри Китая нет (хотя их влияние на страну признается даже в 1900 году), при этом возникает «Индекс запрещенных книг», в стране царит классическая инквизиция, а история Китая стремительно пересматривается. Через несколько лет 3457 названий книг выпущены в новом издании, остальные 6766 названий уничтожены и остались лишь в аннотированном каталоге. Неотредактированных книг в Китае больше нет. И все-таки никакие перемены не мешают обороту опия; указы императоров, запрещающие опиум есть, однако налогам с наркоторговли это ничуть не мешает. Ост-Индская компания поставляет опий, а бывшая Компания Иисуса (это и есть точное название ордена) этот опий принимает.
ОПИУМ И ЦЕРКОВЬ
Для начала дам герб, опубликованный в книге иезуита Хосе Акоста – того самого, что оценивал стоимость производства Южно-американской коки. Вокруг маковой головки цитата из Псалма 86 «fundamenta eius in montibus santis». Главное же здесь то, что иезуит ставит мак в ЦЕНТР герба.
А вот икона «Мадонна с маком» (1325 год) руки Паоло Венециано. Стоит вспомнить, что именно через венецианцев шел в Европу византийский опий – в виде териака, раствора в вине. Думаю, эта икона принадлежала семье, сидевшей на трафике.
Ну, и главное: по какой-то причине Ладанум (Ladanum, Laudanum, Ledanum, Ladbdanum, La`danon, Lh`danon, Lh^don) – это не ладан, а настойка ОПИЯ в алкоголе. У современного ладана иное название - Olibanum. При этом, как пишут в словарях, «Современный церковный «ладан» имеет с Ладанной смолой мало общего…». Что же такое – прежняя Ладанная смола?
Ответ есть в латинском словаре Льюиса-Шорта (Charlton T. Lewis, Charles Short), - слова «ladanum» или «ledanum» переводятся не как опиум, а как ладан. Это означает одно: ладан – исторически – опиум. Перед нами – весь процесс подмены дефиниций. Сначала ладан (опиум) имеет название «ladanum» или «ledanum». Затем доля опия сокращается за счет добавления ароматических масел (Olibanum), и, в конце концов, в кадильницы кладут уже только Olibanum - и именно так его должны теперь называть словари. Термин «ladanum» остается только в аптекарском деле. Но... целиком вытравить реликты сложно: в живом языке прошлого (и у Льюиса и Шорта) ладан остался тем, чем был изначально.
Косвенное подтверждение версии видим у В. И. Даля. ВАЛЕРИА́НА ж. растение Valeriana offic. …кошачий ладан… (кошки любят его, мяучат, дурят и чуть не бесятся от него)...
Ясно, ничто не удержит вождя дикого племени (возможно, вчерашнего людоеда) внутри Церкви лучше, чем ладанум: однажды подсевший на териак, будет домогаться причастия каждый день. Тот же, кто держит в подчинении вождя, держит в подчинении и все племя. Возможно, именно поэтому «пропадающие» наркотические деньги нельзя показывать в исторических исследованиях, и лично у меня версия одна: с какого-то момента испанское серебро из Южной Америки через Филиппины уходило британцам в обмен на индийский опий – для удержания испанских колоний в подчинении.
И последний штрих: ботаники довольно уверенно утверждают, что кока ввезена в Перу из Мексики. Историки уточняют – древними майя. То, что это антиисторично, и следов оригинальной культуры майя в Перу нет, не обсуждается. Все становится на свои места, если ввести поправку: в Перу кока ввезена уже крещеными индейцами майя, целиком подконтрольными все тем же испанским орденам, и ввезена эта кока специально для обеспечения рабочих серебряных рудников.
(продолжение следует)
ОБНОВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ:
https://scan1707.blogspot.com/2019/05/blog-post.html