chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Истоки церковной десятины

По Кибре Негаст Моисеевы люди несли золотые слитки с клеймами племен в Ковчеге Завета. То есть, ЗОЛОТО внутри СВЯТЫНИ. Есть аналог и в России. Идолы одного из наших северных народов, когда туда добрались ученые, были целиком увешаны серебряной посудой то ли из Персии, то ли из Византии. Что это?
Металл для примитивного племени - огромная ценность, однако частная (и даже личная) собственность толком не созрела. Есть набор предписанных предметов - от оружия до украшений, есть дозволенные "обчеством" отклонения, и всякие излишки будут выглядеть нелепо. Если излишек (например, металл) жизненно важен для всех, мужчина присвоивший выменянный у проезжего купца серебряный сосуд, будет выглядеть в глазах остальных мудаком. Ну, и куда этот сосуд девать?
Выход есть - отнести предкам, то есть, в капище. Племя удовлетворено и спокойно: случись нужда, и металл у предков попросят назад, а задаривший сразу после акта дарения повышается в статусе, что в простых сообществах - основная ценность.
Однако, если племя "село на трубу", излишков станет больше, и трястись над серебром никто уже не станет. Личная собственность стремительно вызревает, и серебро можно и присвоить. И все-таки дань уважения святыне надобно оказать, - это уже вопрос чести, точнее, самоуважения.
Приход крупных религий не сумел переломить массы традиций, эту традицию, в том числе. Некий общественно признанный излишек считалось правильным посвятить святыне. Письменность всего лишь закрепила этот обычай на бумаге, а заодно добавила ложку дегтя, сделав достойный акт дарения чем-то похожим на акт вымогательства.

ЦЕРКОВНЫЙ БИЗНЕС НА ТУЗЕМЦАХ
Церковь часто выглядит хуже, чем она была на самом деле. Простой пример:
Трапперы освоили Канаду лет за 50-80. Шли от реки к реке, роднились с местными, ставили фактории, сплавляли товар по рекам... никакого насилия. Если траппер не дурак, он поставит дело так, что и племя, отдавшее ему свою дочку, не будет в обиде, и на развитие хватит за глаза. Думаю, с той же скоростью и теми же средствами осваивали Сибирь, Амазонку и прочие сладкие для меновой торговли места. Более того, похоже, что именно так осваивали христианизируемые районы и монахи - в Африке, в Индии, в Америке - везде.
Смотрите, Церковь ведь не чурается торговли. И никогда не чуралась. Монашеские ордена были рассыпаны по всему миру и, мало того, что целиком содержали себя, так еще и ставили школы и церкви и отправляли долю своему начальству. Вы ведь понимаете, что деньги на освоение Амазонии извлечены именно из Амазонии, а не из пота и крови европейского трудящегося.
И вот здесь христианизация имеет важнейшее значение, потому что где у туземца святыня, туда он и свой "долг чести" отнесет - все, что сочтет излишком, который немыслимо укрыть от "обчества". Храм - это стандартная таможня, любовно построенная человеком в своем сердце.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
В этом свете секуляризация церковного имущества выглядит совершенно иначе. Отняли не только и не столько монастырскую землю в Европе, сколько колониальные плантации тростника и коки, спиртовые фабрики, прииски, шахты - весь колониальный мир. И священники стали госслужащими при чужом добре, а их духовные подвиги и число канонизируемых отцов как-то разом иссякли.

СТАРОВЕРЫ
Странным образом, именно староверы - ведущая сила русского купечества и одновременно - ведущая сила колонизации. Подозреваю, что с РПЦ они не поделили исключительно десятину с туземцев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments