chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Военная логистика 1812-1860 годов

Оригинал взят у apxiv в Военная логистика 1812-1860 годов

Читаю о Второй опиумной войне 1856-1860 гг. в Китае и невольно сравниваю с историей войны 1812 года в России: в обоих случаях принимали участие французские войска, в обеих войнах задачей военной кампании был разгром войск противника и взятие ключевого города в глубине страны; ни в России, ни в Китае на момент соответствующих войн не было железных дорог, передвигаться надо не по горам, а по равнине.

Тем не менее, различия в описании войн не просто существенны, они кардинально расходятся.

До появления железных дорог глубокое стратегическое вторжение больших масс войск было возможно только по водным путям, ведь без подвоза еды и боеприпасов долго не повоюешь.

Например: «В ходе Второй Опиумной войны Великобритания и Франция решили в 1860 годувысадить совместный экспедиционный корпус в устье реки Хайхэ, и вдоль неё дойти до Пекина, где вынудить правительство империи Цин принять условия мира.» via

Численность войск агрессоров почти 18000 чел. (Флаг Великобритании 11000 чел. + Флаг Франции 6700 чел.,173 корабля + US flag 32 stars.svg 287 чел., 4 корабля), расстояние до цели по прямой 143 км:

Захватив крепость Пекина, уже в середине октября 1860 года союзники всерьез обеспокоились как они будут добираться назад целых 140 километров: «Основные перевозки для англо-французских войск осуществлялись из Тяньцзиня водным путём – по рекам и каналам. Зимой они должны были замёрзнуть, и тогда положение армии стало бы критическим. По мнению генерала Кузен-Монтабана, предельным сроком, до которого французская армия могла оставаться у Пекина, было 1 ноября. Поэтому дипломаты – лорд Элгин и барон Гро –  пришли к убеждению, что следует поспешить с заключением мира, не останавливаясь перед самыми крайними мерами.» via

Что имеем? Китай и тогда был гораздо населеннее России, климат явно мягче, побольше возможностей прокормить войско всего-то в 18 тысяч желудков, расстояние чуть больше 140 километров по прямой до своих кораблей, но рвать когти надо немедленно, пока река не замерзла. Это – реалии военной логистики тех времён, придраться не к чему, поведение логичное и рациональное.

А теперь вспоминаем волшебную сказку как в войну 1812 года 610 тысяч солдат Наполеона-1 + немереное количество лошадей и повозок будто бы лихо прошли по грунтовым дорогам современных Белоруссии и России гораздо больше тысячи километров, ведь только от Вильно (Вильнюса) до Москвы по прямой 795 км:

И будто бы двигались они по дороге, где будто бы только что прошли ещё несколько сот тысяч желудков бойцов армии Александра-1 + десятки (или сотни?) тысяч повозок и лошадей.

Даже через 38 лет на примере опиумной войны в Китае мы видим что никаких существенных изменений в военной логистике не произошло. Но все почему-то должны верить что в 1812 году миллион бойцов обеих армий с лошадьми сдуру преодолел в России в десять (?) раз большее расстояние по суше в худших климатических условиях и с меньшей плотностью населения (меньше корма, который можно реквизировать)?

Конечно, если начальник приказал, мемуары напишут какие угодно.  Как в анекдоте:

- Товарищ сержант, а командир роты говорил что крокодилы летают!

- Конечно летают, но низенько-низенько.

Читайте мемуары о войне 1812 года, изучайте первоисточники мифологии. Жаль, не закопировал в свое время замечательное повествование мемуариста-«очевидца» о битве при Красном, где полным-полно рвущих душу и выжимающих слезы описаний: как дети (они там семьями воевали?) какого-то французского офицера бродят по полю битвы, разыскивая среди мертвых и раненых своего отца; как в избушку генерала «российской» армии нагло вломились на постой пленные раненые французы и генерал терпеливо слушал всю ночь их стоны и вопли и т.п. Я плакалЪ. Потому что множество людей почитает эту лабуду.

Вернемся от фантазий мемуаристов на землю. Пример из Крымской войны, когда для обеспечения группировки пусть даже в 175 тысяч человек (данные из Википедии) на расстояние всего 8 км пришлось строить железную дорогу:

Строительство железной дороги в Балаклаве

строительство железной дороги в Балаклаве

"Грузы из Англии исправно прибывали, и к январю 1855 г. их в Балаклавском порту скопилось огромное количество. Среди всего прочего там была теплая одежда и сборные бараки, однако при этом люди в лагере [позиции перед Севастополем] всего лишь на расстоянии 8 км умирали от холода.

Один из англичан, Дж.Брэкенбери, писал:

"Под черным киммерийским небом лежит дорога, скрытая под еще более черной киммерийской грязью. На самом деле это уже не дорога, а глубокий поток жидкой грязи – одна огромная бесконечная Пучина Отчаяния». Напрасны усилия турецких и татарских погонщиков, напрасны старания артиллеристов, сражающихся с предательской стихией; всюду то разбитое колесо, то увязшая повозка, то брошенная пушка – следы безнадежного, трудного и безотрадного паломничества." via

1855 Крымская война

интендантский пирс в Балаклавской бухте (см. ещё фото) и всё это богатство надо перевезти аж на 8 километров!

Мы не будем сравнивать что страшнее - киммерийская (= крымская на античный манер) грязь или смоленская/московская, хотя рекомендуется посмотреть современную попытку преодолеть некое расстояние по Старой смоленской дороге. Всё-таки главное - расстояние. Согласитесь, 8 км в Крымскую войну для снабжения 175 тыс. человек или 140 км во Вторую опиумную войну в Китае для снабжения 18 тыс. человек достаточно сильно отличаются от 800-1000 км для снабжения 600 тысяч (или миллиона?) человек в войне 1812 года?

Так что моя крамольная версия войны 1812 года и появилась не на пустом месте, а исходя из оценки физической возможности/доступных путей сообщения/рационального поведения/рентабельности и прочих разумных факторов, причём особо подчеркнуто, что «нападение Наполеона+Александра» не могло состояться раньше, чем были построены каналы-водные пути от Петербурга и Риги к центральной России-«Московии», что и было сделано как раз к 1812 году.

Кроме того, к 1812 году был создан огромный и хорошо вооруженный по тем временам флот вторжения, о действиях которого во время войны очень мало официальных сведений.

Критики моих выводов обычно не заморачиваются с доказательствами, дают эмоциональные оценки типа "автор бредит", но если я заявляю о невозможности, то доказательство возможности возлагается на тех, кто это утверждает. Есть простой выход.

В процессуальных законодательствах всех стран существует такое следственное действие как "следственный эксперимент", например, по ст 181 УПК РФ он проводится "В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов."

В науке аналогом следственного эксперимента в ряде случаев может быть моделирование процесса. Например, сейчас компьютерное моделирование позволяет достаточно точно установить характеристики взрыва ядерного  боезаряда.

Так что защитникам официальной версии войны 1812 года в России надо только лишь детально, с цифрами, фактами и документами обосновать как осуществлялся процесс снабжения и перемещения гигантских армий. Всего-то лишь. Слабо?

P.S. Современная наук логистика, как утверждается, выросла из военной логистики. Сколько вы лично сможете прожить автономно без своевременной доставки товаров в магазины?  Скептики могут провести следственный эксперимент на себе, любимом, не выходя из дома и не отрываясь от клавиатуры.


первоисточник на сайте

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments