?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Вилочковый крест "из Свободной России"
Веселый
chispa1707
Этот фрагмент разыскал и выложил bskamalov

0 фрагмент

Я начал искать, откуда взято, и нашел...

1 Фрагмент

Это: The Kremlin in Moscow, Russia, engraving from Free Russia, 1869, by William Hepworth Dixon (1821-1879). 19th century. "Из Свободной России" - я правильно понял? В каком смысле свободной? Почему в 1869 году?
Отмена крепостного права, думаю, не годится - Кремль символ государства, а не крестьянства.
А вообще, зацените масштаб находки Камалова: на Кремлевских церквях 1869 года крест - еще вилочковый.

2_der_kreml_in_moskau

Этот же вид повторен спустя 14 лет, в 1883 году, но - из-за моста, чуть дальше. Какие кресты теперь, - не видать.

1883-1-45

Ага, нашел!
http://bskamalov.livejournal.com/331596.html

Камалов скачал эту книгу в "Кинозале"
http://kinozal.tv/details.php?id=1145451
Автор: Жанъ Элизе Реклю
Оригинальное название: Собраніе сочиненій
Год выпуска: 1883-1908
Жанр: Раритеты
Выпущено: Россiйская Имперiя, Санктъ-Петербургъ, тов. Общественная польза, изданіе картографическаго заведенія Ильина, общъ. Брокгаузъ и Ефронъ
Язык: Русский (старая орфография)

То есть, в 1883 году кресты еще вилочковые!

Впрочем, в интернете эта гравюра подается иначе:

«Moscow. The Kremlin». An engraving from a series «WORLD HISTORY», 18 century. TIFF (4961х3281) pix. 46,5 MB

То есть, Реклю мог взять гравюру XVIII века. Пусть так, но в 1869 году крест все еще вилочковый!

И эта же гравюра приписывается еще одному художнику.
http://www.rosfoto.ru/shop/photo/28063/

Москва - Кремль (гравюра, конец XVIII - начало XIX века). Автор Т.Тэйлор, частная коллекция, Москва.

А в Либрусеке и в Фикшн-бук эта же гравюра датируется 1870 годом.
http://lib.rus.ec/b/486121/read
http://fictionbook.ru/author/vladimir_muravev/moskovskie_legendyi_po_zavetnoyi_doroge_/read_online.html?page=1

А есть еще и такая дата:
Вид на Кремль с Москвы реки. с ксилографии 1890 г. арт. ART050
http://www.dagerotip.ru/show_cat.php?catid=4&page=1


  • 1
Считается, что кириллица пришла в уже христианизированную православную Россию - вместе с Писаниями, я бы сказал "в теле" Писаний.

Может быть два равноправных предположения:
1. Вилочковый крест - вполне православный, и был заменен на современный в период поздних реформ, например, Никониановских
2. Вилочковый крест дохристианский, и тогда кириллица появилась у нас ДО православия, как латиница в Италии появилась ДО католицизма

Второе мне кажется очень соблазнительным

реальная православизация привязана к началу борьбы за Босфор и Дарданеллы (являясь подготовкой к оной), до этого был католицизм, до этого нехристианство же? соответственно, до широких слоёв населения православизация докатилась позже и по инерции

да, при этом надо учесть, что словом "православие" могли называться и дохристианская вера, и католичество, и потом византийское христианство -- менялось содержания; православие-то славянское слово!

справедливости ради: уже сталкивался со мнением, что Сергий Радонежский - фигура в русской истории, как ни крути, важнейшая - был православным-в-старом-значении, развивал монастыри-в-старом-предназначении, а христианство ему приписали задним числом (Сергий Радонежский -- современник и участник "ордынской" гражданской войны)

причём, первенство хозяйственного начала в его монастырской деятельности так и выпирает: "никаких проповедей, только строительство, только инвестиции!" у меня ещё до знакомства с альтернативной историей было ощущение, что образ царя-плотника Петра I отсылает к примеру Святого Сергия -- основателя "монастырского движения" Московской Руси, но я это объяснял тем, что "все основатели такого масштаба вынуждены действовать в схожем стиле"

сейчас можно сказать, что Сергий Радонежский действительно основоположник, но хозяйственного развития земель Московской Руси строительством монастырских "кластеров", соединяющих финансы, юриспруденцию, образование, социальное страхование, производство и хранение продуктов питания, мультимедиа -- при таком наборе услуг и в отсутствии конкурентов содержание религии настолько не играет роли, что могло и отсутствовать, т.е. сводиться к почитанию предков

Монастыри как форма из которой выросла русская госуда


Налоговые льготы во времена Золотой Орды.

http://grnsta.livejournal.com/16317.html

вообще слово "православный" напоминает "законопослушный" или, точнее, "законовещательный" -- такой, где можно послушать законы

православным может быть место, где "славили право", т.е. оглашали законы -- храм-клуб или храм-банк на центральной площади, со ступеней которого объявляли народу очередную княжескую "правду" -- а "славили", потому что с одного раза народ не запонимал, для закрепления многократно и эмоционально повторяли

тогда хронологическое содержание "православия" -- это реформы реформ реформ без каких-либо канонических рамок, а "православием" называли саму процедуру "извещения о реформах"

тогда последнее, к кому прилагательное "православный" могло прилепиться -- это рядовой "верующий", ибо верующий в православии не участвовал: храм -- да, святыня (реквизит) -- да, священник или хор -- да, но не прихожанин; к прихожанину "православный" могло прилепиться только после превращения слова в название нынешней конфессии, т.е. в конце 19-го века

Да, вполне...
Ох, крупный это кусок! С налету не проглотить.

тогда внезапно

"Православие. Самодержавие. Народность"
=
Реформы. Унитарность. Демократия.
:)

Re: тогда внезапно

Идеальное соответствие.

кстати, о реформах... у нас сейчас тоже слово "реформатор" после известных событий отчётливо закрепилось за представителями определённой идеологии (либерализма), хотя само по себе слово нейтрально и обозначает изменения безотносительно содержания

возможно, слово "православие" повторило эту же эволюцию в массовом сознании, причём, остановилось на христианском (сперва католическом) значении тоже в связи с катастрофой (как "реформы" стали считаться только либеральными из-за катастрофы 90-ых годов)

Православные - народ живущий по соглашению, по правилам.
В отличии диких народов живущих культом силы.

В широком смысле тоже самое что христианин.

Пожалуй имеет смысл вставить вот это:

"2) Сегодня уже понятно как работает капиталистическая экономика. Это в первую очередь не конкуренция, а кооперация за счет делегатирования различных функция другим производителям (аутсросинг, цепочки поставок и т.д.) Здесь скрыт колоссальный инновационный потенциал такой системы, который достигается за счет дешевизны созднания нового производства в такой среде. Это разительно отличается от советских гигантов полного цикла, которые минимизировали стоимость производства конкретного товара, но стоимость существенной перестройки производственного цикла была запредельной.
3) Такой кооперативный капитализм требует другой этики, отличной от желанию урвать или перепродать, требует отсутствия кидалова в корпоративной среде, требует мышления категориями общей выгоды, так как в противном случае все сразу рухнет."

http://grnsta.livejournal.com/3706.html




Edited at 2014-06-06 21:41 (UTC)

а не могло ли быть совпадения (просто я в датах истории плохо ориентируюсь):
вилочковый крест - крестились двумя перстами, обычный крест - тремя?
может, и само движение "самокрещения" было другим?

  • 1