?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
По следам Вильяма Диксона
Веселый
chispa1707
Оригинал взят у sil2ooo в По следам Вильяма Диксона
Все началось, как вы помните, с вопроса "А что такое за маковка на православных храмах", далее, как говорится, понеслось. Следом за статьей про луковки на основе доклада "Навершия славянских храмов" была написана еще одна статья, далее sibved подлил масла в огонь рассуждая о Вилочковом кресте что повлекло за собой еще оду статейку и все никак эта эпопея не закончится.

Начиная свой журнал, я давал себе зарок не копипастить и не высасывать темы из пальца, не писать сухих и длинных статей. И все, конечно, получилось совсем не так. Такие люди пишут замечательные работы ну как их не утащить себе в нору? Или как можно коротко и с юморком рассказать о первых известных русских часах где крутится циферблат, точнее букварь, и делений 17? Как понять что же там происходило действительно с историей хотя бы 100 лет назад не зарывшись в горы старых книг и научных статей?
Впрочем, вступление затянулось, будем считать, кто дочитал до этого момента, мои извинения и пояснения принял.
Итак, приступим к следующей части.

chispa1707 в статье "Вилочковый крест из Свободной России" упоминал помимо прочего книгу о путешествии в Россию "Free Russia" Уильяма Диксона.
Издана эта книга была в Лондоне в 1870 году. Далее переиздавалась, к примеру, через три года вышла в французском переводе.
Так случилось, что именно "Russie Libre" 1873 года с 75 замечательными гравюрами, потрепанная, но что вы хотите 140 лет прошло, оказалась у меня.

Не стану утверждать, что книга мной прочитана от корки до корки и глубоко изучена, она ждет своего звездного часа.
Но, все таки, некоторыми соображениями хочется поделиться.

Прежде всего, меня не перестает поражать тот факт, что даже в конце 19 века для иностранцев, Россия остается загадочной и неизведанной страной, полной тайн. Точнее даже не это... Мы привыкли думать, что еще при Петре на Русь хлынули бурные потоки разных голландцев да немцев, французов и англичан. Все они, как представлялось, в изящных каретах по русским разбитым дорогам с приключениями, но за пару-тройку дней добирались до Петербурга, где собственно, практически оказывались в своей среде, толпе господ в европейских камзолах и париках, среди дам разодетых по последней французской моде и увешенных брильянтами да жемчугами.

И тут оказывается, что не только Олеарий в 17 веке но и Диксон в 19 испытывает все те же потрясения на все том же пути в Московию!
Водном надо сказать пути, через северное море, через Архангельск, по Двине, только кое где пересаживаясь в телеги да сани.
И никаких "Анастасия, звезда моя, подождем паспорта в охотничьем домике а потом за пол часа до Франции доскачем".

Может Диксон экстримал? На своем пути, он встречает торговые и дипломатические миссии других государств, следующих той же дорогой.

При этом, в 1877 году Эдисон патентует фанограф, в 1879 закончит работу над лампочкой накаливания, а еще в 1870 году установили прямую телеграфную связь Лондон — Бомбей благодаря кабелю проложенному через Африку! В России на троне даже и не Петр а уже Александр II, а мистер Диксон преодолевает большие трудности в своем пути, мечтает посетить какой то известный город Троицу в свободной России.

Да и что это за СВОБОДНАЯ Россия такая?


Диксон на первой же странице своей книги поясняет, что благодаря крымской войне в 1958 году  родилась НОВАЯ ИМПЕРИЯ!?

"...Россия ,была и раньше когда то независимой как Германия и Франция, хотя и находилась под властью Азиатов (аСиатов) и ТаРтарии, пусть хотя и духом а не по форме.  Но когда этот конфликт разрешился, старая Россия возродилась вновь. Новая страна - надеющаяся наконец  зажить в мире, значит стать свободной - вот то что я пытался сказать..."

Не могу назвать себе большим знатоком истории, полез, конечно, в интернет, чтобы понять, что это за война такая, помню была с турками, но она ли это или нет? Не нашел я ничего кроме крымской войны 1853-1856 года.
[Вкраце тут]

А в ходе дипломатического конфликта по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Франция отстаивала право контроля над христианскими святынями в Палестине и требовала ключи от церкви передать католическому духовенству, а Россия стремилась поддержать права православной церкви и требовала ключи оставить православной общине. В 1852 году Турция передала ключи Франции. Россия с целью оказать давление на Турцию 21 июня 1852 года ввела войска в Молдавию и Валахию. Отказ императора Николая I вывести войска привел к разрыву дипломатических отношений России и Турции и объявлению войны 4 октября 1853 года. Великобритания поддержала Францию в этом конфликте и пошла на соглашение о совместных военных действиях против России. 9 февраля 1853 года были разорваны дипломатические отношения России с Англией и Францией, а 15 марта 1854 года России была объявлена война.

[Источник]


Бомбардировка Севастополя. Художник Джон Уилсон Кармайкл, 1858 г.

Закончилось все тем, что 18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия получила обратно Севастополь и другие крымские города, при этом Черное море признавалось нейтральной зоной, но России и Турции запрещалось иметь там флот, также Россия лишилась протектората над Валахией.

Можно ли после этих событий начать называть Россию свободной и озаглавливать так книгу? Жду комментария сведущего специалиста. Я в растерянности.

Чем больше углубляться в тему, тем больше встает вопросов....
Но, меня опять увело в сторону.
Вернемся к Диксону.

Как я упоминал, книга содержит много замечательных гравюр. На них мы не найдем не заводов, не фабрик, не труб, не трехпалубных сорокапушечных кораблей ни единого признака цивилизации соответствующему 19 веку.
Возможно, Диксон был увлечен стариной и по этой причине в книгу попали практически только попы да храмы. Странно все это, конечно, но в поиске ответа на вопрос "Были ли вилочковые кресты и были ли они на территории Московского кремля?", пойдет.



На первой же гравюре, церкви Архангельска нахожу что-то несуразное.


Та же гравюра, фотография интересующего участка, увеличено.
Что это за шар с непонятно чем торчащем из него по центру?


Еще раз, предыдущее фото, увеличено. Интересующего вилочкового креста не обнаружено.


Какие то звездочки и каракули, но вилочковый креcт? Нет такого.


Все спокойно в Соловках.


Весьма занимательной мне показалась раскаряка на храме справа, напоминающая букву Ж.


Вот опять Ж слева, но теперь, смотрим внимательно на крест справа.
Там явно крест и более тонкими линиями от концов поперечной перекладины отходят к основанию видимо что-то вроде цепи.


И, сообственно, из за чего весь сыр-бор, гравюра Московского Кремля.


Сначала, мне показалось даже, что это та же самая гравюра по рисунку Барклая.


Но приглядевшись поближе, становится понятно, что это не так. В книге "Свободная Россия" много вопросов, но конечно, надо читать прежде чем задавать их.

А вот гравюра Кремля, как видим, хоть и имеет, казалось, такие же вилочковые кресты, видно, что они соединены вверху перекладинами.

И скорее всего, это всего лишь такие кресты:


просто из за большого их удаления, художник обозначил их так а не иначе. По крайней мере, не имея под рукой гравюры Хилдибранда/Барклая и если судить только по книге Уильяма Диксона, вопросов по кресту на колокольне Ивана Великого нет.

Копаясь во всех этих гравюрах, меня не покидало некое недоумение связанное вот с чем: совершенно невероятное количество церковных построек да всяких храмов. Кругом, деревянные домики, если не лачуги и строятся и строятся каменные огромные храмы с золотыми куполами. Кстати, не одного рисунка строящегося храма на Руси я не видел.

Стоят громады, причем какое-то ненормальное их количество даже на территориях небольших городков или крепостей. И все, словно антеннами, утыканы всевозможными крестами да шарами с елочками.
Простите, меня не сведущего, но дичь какая то. Давайте построим больницу, школу, мост, дом себе подлатаем в конце концов - нет, нам срочно до среды нужно забабахать еще один храм или хотя бы звонницу. Уже и места то нет, но пусть будет, и повыше, и кирпич чтобы и золотом, все, золотом!
Какой в этом практический смысл? Какая духовная или религиозная надобность?


Ну, вот тут, все понятно, рыбацкая деревенька, церквушка деревянная при ней.


А вот это простите что? На три деревянных дома по десятку каменных храмов?

Вполне естественно, что в умах нормальных, современных людей возникают вопросы и предположения, что храмы эти вовсе были и не храмы и что даже кресты - это не кресты никакие а антенны.

А как еще к этому относится?



  • 1

Re: Добил меня тут один историк

Ну да. Цитата: "В каком-то смысле мы церковь Кирилла и Мефодия." А то, что ранее 1863 г.(когда в России был установлен праздник в их честь) они если и упоминались, то не с таким апломбом. Сейчас их за создателей славянской азбуки почитают и мы им чуть ли не всем обязаны. Другое мнение, что из-за них и церкви славяне как раз и утратили свою письменность, которая несомненно была. Еще финт, что этих "святых просветителей" относят к лохматым векам.(9 век если не ошибаюсь)...
"Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами.
В подавляющем большинстве берестяные грамоты написаны по-древнерусски, и лишь небольшое число — по-церковнославянски. Кроме того, обнаружены две берестяные грамоты, написанные жившими в Новгороде иностранцами на латинском и нижненемецком языках. Известны также греческая и прибалтийско-финская грамоты. Последняя представляет собой заклинание, языческую молитву середины XIII века. Она на триста лет старше всех известных ныне текстов, написанных по-фински или по-карельски."
http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm
Интересно, правда, что первые бер.грамоты были найдены в 1951г. А до этого землю не копали?
И еще небольшое замечание. Мы с другом, году в 1987 в тайге закопали самодельную берестяную грамотку. Годов через пять я туда съездил один и нашел ее. Она была сильно повреждена, кто-то выкапывал ее (возможно зверь), но я склеил ее и довольно долго хранил дома. Хочу сказать, что внешний вид самой бересты был очень непригляден. Те что показывают нам на фотках выглядят гораздо лучше. Впрочем, говорят, на ДВ почва очень плохо сохраняет разные останки. Но все равно, с трудом могу поверить, что кусочек коры может пролежать почти неизменившись лет 600-800. Так же как и папирусы.:)

a pochemu srazu ne predpolizhit' marsian? a?
nu ili hotjaby efirnuju svjaz' s atlantidoj?

""""Копаясь во всех этих гравюрах, меня не покидало некое недоумение связанное вот с чем: совершенно невероятное количество церковных построек да всяких храмов. Кругом, деревянные домики, если не лачуги и строятся и строятся каменные огромные храмы с золотыми куполами.""""

Вот тут у меня виды городов Франции в 1638 году,http://well-p.livejournal.com/756228.html так там тоже самое , малюсенький город, несколько десятков домов и огромадный храм возвышающийся над всеми этим.А то и два .

Дело в том , что у нас, как я понимаю была система погостов. Т.е. храмы были не в каждом селе. Тем более , что села раньше были по 1-4 дома, судя по документам . Поэтому храмы были централизованные .Погуглите слово "погост" .

Насчет количества храмов - то же самое вы сегодня сможете увидеть в любом нестоличном городе в Индии, где влияние западной цивилизации невелико. Храмы там - большие и маленькие - на каждом шагу. И на фоне трущоб храмы - единственные достопримечательности.
Это закономерный этап становления общества, которое делает первые шаги по выходу из родо-племенного строя. Общественное сознание за пределами рода/племени строится в первую очередь как религиозное, а уже позже как национальное, классовое и т.д. Поэтому и все ресурсы появляющегося общества направляются на религиозное строительство, как в умах, так и в камне.

Насчет крестов. Человек чего то там издалека рисовал , очень схематично и очень условно , не видя большей части деталей а вы на основании этого какие то выводы делаете . Это не серьезно .

Вряд ли человек просто так вот сел и издалека малевать начал :) Наверняка сначала бы рассмотрел поближе и имел представление что изображает.

О, это правильная картинка от "Шурки" многое объясняет - мне нравится ход его мыслей и аналитика, как автора ФМ. Просто Андрей идёт своими кочками и гипотезу Шурки как бэ не видит в упор и игнорит, ибо в своём закопался, ему не до экзотики).

Об антенах и тарелках с яблоками )

Убила практически сказка эта http://www.proza.ru/2011/06/27/867 когда то ))))

Интересно также и то, что даже "обычные" кресты на некоторых гравюрах имеют разное направление. Например в Архангельской. Как минимум три разных направления.

Изображение креста с прислоненными к нему губкой на палке (которой утирали пот) и копьем сотника Лонгина широко распространены в русской традиции. См любую икону " Распятие" . Вот и раскрыт секрет " вилочки"

Как версия, годится.
Меня смущают иконы, на которых от основания креста отходят, почти доходя до краев перекладины) ДВЕ линии неясного мне назначения.

О крестах и генетике…

Копье и губка, смотрите мой комментарий чуть выше...
Георгий, "убивающий" змея - тоже копье и губки (змея)
Георгий (Гео-оргия)

вилочковые кресты

сооружения довольно масштабные, и высокие кресты поддерживать в вертикальном положении материалы того времени явно не позволяли. поэтому к торцам перекладины крепились РАСТЯЖКИ. 2 таких ^ растяжки в проекции давали первернутую W .. но вот почему рисовали только среднюю часть V непонятно.. может просто длинные линии казались слишком тонкими..?

А иконостас - почти идеальный дизайн...

... для проведения "селекторных совещаний" с видео участников.
В центре - главный, вокруг него - начальники рангом ниже. И чем дальше от центра, тем ниже ранг. Очень удобный дизайн.
Да, крест, как на второй картинке про букву Ж справа - очень часто встречается на иконах и на вполне современных надгробиях.
Почему предпочитали строить колокольни/звонницы и храмы из кирпича - тоже достаточно понятно. В такую высокую фигню будут бить молнии. Значит деревянная - точно сгорит до тла. А каменную потом восстановить можно относительно быстро и относительно недорого.
Я уже успел написать, что современное христианство в некоторых аспектах очень похоже на карго-культ переживший породившую его цивилизацию: http://o-iv.livejournal.com/13278.html

буква Ж - скорее всего одноплоскостная растяжка, а вот двухплоскостные (вторая перекладина ниже и под 90 градусов) смотрятся именно так, как на современных церквях одна прямо, а вторая наискосок...

Возвращаясь к церквям и колокольням

у нас во Владимирской области очень много церквей стоит и подавляющее большинство их по берегам рек. И видно эти строения очень издалека как с суши так и с реки, особенно если купол золочёный. Помню ехал как то по дороге вдоль речки Нерль. Погда была хорошая, солнечная, кругом белым бело от снега. Вдалеке что то виднеется: то ли лес, то ли деревня, не понятно, если бы не золочёный купол церкви. Так вот я считаю что церкви и колокольни изначально были маяками, ориентирами.

Re: Возвращаясь к церквям и колокольням

Прекрасная мысль!

  • 1