А. Андреев считал Дударовых (авт- из рода аккинцев, который попытался установить свою власть над другими тейпами и народами) "полными господами движения, шедшего вдоль Терека... В силу этого никто не мог пройти без их ведома, и каждый платил за право прохода все, что они требовали". Ежегодно доход с пошлин, по заявлению Дударовых , "простирался до 30 тыс. руб. серебром".
http://www.historicus.ru/forum/viewtopic.php?p=25279
То есть, чеченцы эксплуатировали Терек наилучшим способом. Понятно, почему остров недалеко от устья Терека называется Чечен, понятно, почему гребенские, они же терские казаки так сильно напоминают чеченцев. Понятно и то уважение, что было оказано Шамилю по завершении Кавказской войны. Регулярные провокации давали повод столь же регулярно зачищать регион от "агрессора" (на самом деле от владельцев торгового тракта), и деньги за провоз потекли с Кавказа на север.
Шамиль в библиотеке Петербурга
После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью...
И вот здесь многое срастается... Итак:
В устье Терека - место исторического компактного проживания горских евреев.
Устье Терека - лучшее место для контроля товаропотоков.
Там же зафиксированы гребенские казаки, сохранившие массу чеченских реликтов, и часто ведущие себя как чеченцы.
1589 г. Первое упоминание в русских документах чеченских обществ Мелхисты (Метацкие гребни) и Бацой (Батоцкие гребни).
И вот. 1671 - Гребенские казаки с князем Каспулатом Муцаловичем Черкасским принимают участие в подавление восстания Разинцев в Астрахане. Что происходит? А взбрыкнула астраханская таможня, и партнеры предъявили претензию. Не дошло.
Весь Терек держат аккинцы (чеченцы), они же окочане, наиболее видная фигура - Ших-Мурза Окоцкий. Берут за проход по своим владениям неплохие деньги. Древние чеченские города по описаниям - подлинные жемчужины.
Между чеченцами и евреями исторических конфликтов нет, а значит, нет взаимных исторических претензий. Друг перед другом они чисты.
Перед нами остатки докатастрофического крупного торгового тракта. А потом прошла Катастрофа, и мир изменился. Ольденбурги подмяли под себя Москву, затем - Дон, затем - Кавказ. И аккинцы - на пару с черкесами, державшими вторую сторону великого тракта - Кубань, - переселились в Турцию.
Потрясающе!