?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Адыго-украинские лингвистические связи
Веселый
chispa1707

joker_av

"Запорожская сечь образована черкесами, генетический они (черкесы и запорожцы) один народ. Пучок волос на голове. Имело особое значение у черкесов. Черкесы, погибших в сражениях своих соплеменников, забирали с поля битвы и хоронили у себя на родине. Если не было возможности забрать тело, забирали головы и хоронили только головы. Головы связывались оставленными пучками волос, и когда набиралось до 10 голов, одного из воинов отправляли на родину для захоронений. Оставлять соплеменников на боле битвы считалось большим позором. Выделять пучок волос на голове перинято ими от хаттов (предки черкесов). Слово казак пытаются перевести с разных языков, и с татарского, и с персидского и т. п.
А КАЗАК с черкесского значит один сын. Когда призывали на войну, черкесы отпускали одного из сыновей, их и называли КАЗАК (къуазакъу). Если в семье был только один сын, его на войну не призывали. На русском языке произнести кроме как КАЗАК не получится.

Различие между терминами черкес и черкас совершенно условное. Форма “черкес” вытеснила форму “черкас” лишь в XIX веке, а до этого адыгов, в большинстве случаев, называли именно черкасами. Останавливаться на русской и украинской топонимике с основой “черкас” или “черкес” нет особой необходимости по двум причинам: 1) этих примеров слишком большое количество, их хватило бы для составления отдельного словаря; 2) очень трудно установить, какой населенный пункт основан этническими черкесами, т.е. адыгами, а какой уже ославянившимися адыгами или славянами, получившими название черкасов. Пребывание адыгов-козаков или адыгов-черкасов на указанных землях оставило множество следов в языке. По мнению Л. Г. Лопатинского, украинское фамильное окончание “ко” происходит от адыгского “къо” (“къуэ”). По всей видимости, именно в период антерьера в украинский язык вошли такие адыгские слова, как нан (мать) - “нэнька”; тат (отец) - “тато”; хатэ (усадьба) - “хата”: уоркъ (всадник, дворянин) - “урка”; джэгун (играть во что-либо, играть с кем-то) - “джигун” (украинское слово, означающее повесу; Укр.: той, що сіє неспокій серед людей, бунтівник; отсюда - джигит); ц1ык1у (маленький) - “чукать” (чукать с детьми, т.е. играть с ними, ритмично качать их по вертикали, наподобие движения всадника при верховой езде) и пр. Такая распространенная украинская фамилия как Шевченко также имеет адыгское происхождение. Она восходит к слову “шэуджэн”, которым адыги обозначали своих христианских священников. Под натиском ислама шеуджены эмигрировали к черкасам Левобережной Украины, которые по-прежнему исповедывали христианство. Их потомки естественно назывались “шэуджэныкъо”, “шэвджэнко”, “шевченко”. Другая весьма распространенная фамилия Шевчук восходит к адыгской фамилии Шевацук. Знаменитый гоголевский персонаж, Чичиков, также носит адыгскую фамилию (К1ык1ыкъо-Чичко). Часто встречающаяся фамилия Чумак происходит от украинского термина “чумак”, которым обозначали возницу повозки, запряженной быками или волами, на которой перевозили рыбу, соль и зерно. Этот украинский термин совершенно совпадает с адыгской фамилией Чамок (Цуамыкъу), которая также обозначает возницу повозки, запряженной волами.

joker_av

Целый ряд украинских фамилий адыгского происхождения приводит исследователь украинской ономастики Г. А. Борисенко: Абабий, Абаз, Бабий, Бабийчук, Богма, Бегма, Бех, Биба, Гужва, Дыга, Джеджелий, Дзижко, Жемела, Занько, Зигура, Зоз, Исип, Кесь, Кекух, Легеза, Лагута, Пашалп, Прихно, Чич, Шамрай, Шемет, Шахрай и др. К одной из этих фамилий принадлежал лидер антипольского восстания 1648-1656 г.г. полковник Игнянский Филон Джеджелий. Чич - до сих пор очень многочисленный клан среди адыгов-бжедугов. Кстати эта фамилия на Украине бытует еще и в виде Чичко. Еще одна известная адыгская фамилия Чуяко в виде Чуяка присутствует на Украине. Знаменитые в истории русской армии фамилии Кутузов, Гурко, Ушаков, Кайтуков - также черкесского происхождения. Знаменитый писатель Шолохов и не менее знаменитый гетман Мазепа носили черкесские фамилии. Одним из лидеров казачьего восстания 1703 г. против власти Польши на территории Правобережной Украины был полковник Абазын, чья фамилия не нуждается в комментарии. Его сподвижник полковник Палий имел фамилию Гурко.

К кабардинским Межаевым вероятно восходит укр. Мажейко, где мыжъэй “неспящий”, “бодрствующий”. Гоголевский персонаж Солоха также восходит к кабардинскому Шолох, Солох. Представляет интерес кабардинская фамилия Гоголев, фактически Гоголь. Это слово представляет собой чисто адыгский композит где - гого- имеет сразу несколько толкований. Возможна связь с термином хохол, который сопоставляляется с хъохъыл1, что значит “отважный мужчина” или более точно: “восхваляемый мужчина”. Таким образом, гоголь, гого-ль coпоставим с адыг. хохыль, хъохъыл1, где хъохъ “восхваление”, а л1ы “мужчина”.
Характер и суть черкесского присутствия на Украине отражает то обстоятельство, что столь фундаментальное понятие как лыцарь имеет адыгскую природу. Лыцарь представляет собой достаточно точную копию адыгского термина л1ыцэры1о, “знаменитый воин”, где л1ы - “мужчина”, а цэры1о - “известный”, “знаменитый”. Польский “рыцарь” заимствовано либо напрямую из адыгского либо уже из украинского. Шэрэлъыкъо (Шэрэлуко) имеется явное соответствие в украинской антропонимии - Шерелуха. Как явное адыгское заимствование выглядит украинский глагол шукать: от адыгского шак1о “охотник”.

Центром днепровской Черкасии была Запорожская Сечь на острове Хортица. Показательно, что топоним Хортица имеет вполне адекватное адыгское значение. Согласно Н. Хачмахову, Хортица является лишь легким искажением от хъурт1ыс (хуртис) “место, где собираются мужчины”, где хъур “мужчина”, а т1ыс “садись”. Как известно, Запорожская Сечь действительно была мужской ассамблеей, куда не допускали женщин. Слово “сечь” восходит к адыгскому сэ “нож”, “резать”; отсюда и общее для украинского, русского и польского значение “сечь”, а также шашка (от сэшхо “большой нож”) - заимствование XVIII века.

Порог - общее понятие для украинского, русского, и польского (prog). В адыгском пэрыох (пэрыохъу) означает “препятствие” и, видимо, изначально это понятие имело отношение к рельефу местности, поскольку старое адыгское жилище порога не имело. Еще одно фундаментальное понятие - кош, кошевой (атаман), - могло иметь черкесское происхождение. Обычно в литературе это слово объясняется из тюркского, но еще никто не показал что для тюркских языков это слово носит более архаичный характер, чем в черкесском. Адыгский къуэщ (кабардинский.) и къощ (кях) означает “делить”, “разделять”; унэкъуэщ, унэкъощ “родственник”, “выделившийся из дома”; еще одно значение къуэщ, къощ - друг. М.В. Федорова, впервые обратившая внимание на эту параллель, отмечала, что сами условия, при которых осуществлялся генезис этой специфической адыго-славянской общности, сплачивали людей. Ранние козаки относились друг к другу как братья, по-родственному. И здесь просматривается весьма существенная аналогия с организацией мамлюков. Отсюда и определение атамана как кошевого т.е. своего родного человека.

joker_av

Хозяйственная лексика Малороссии также достаточно отзывчива для этимологизации ее терминов на основе адыгского. Общее для украинского и русского кучер - къучъэры “управляющий телегой” (этимология Н. Хачмахова) либо “тележный работник”, где къу “телега”, а - чъэры “работник”.

Кобзарь - украинский бард, исполнитель величальных песен. Манера исполнения, стилистика и тематика песен кобзырей схожа с адыгскими героико-эпическими песнями гыбзэ (гьыбзэ), где гъы “плакать”, а бзэ “язык”. Адыгский гъыбзэ и украинский, кобза - “скрипки, которые плачут”. Весьма важно, что слово кобзарь образовано от кобза точно также, как гъыбзэры “исполнитель гъыбзэ” от гьыбзэ.

Едва ли не базисное понятие украинской жизни - хутор. Здесь так же очевидно влияние как адыгского языка, так и адыгского образа жизни и поселения. В современном адыгском хутор обозначен как къутыр, но здесь, видимо, имеет место возвратное заимствование.
Украинский язык оказывается хранящим адыгские лексические и структурные архаизмы. Здесь возможна связь с хатэ “огород”, хьап1э “место для дома” и ехъу “растить”.
Популярная детская игра апанас, распространенная на Украине и на Кубани, сводится к тому что одному из участвующих завязывают глаза и он должен рукой дотронуться до другого участника. Согласно А. Хачмахову, адыгская этимология апанас 1апэнэс, где 1апэ “кисть руки” или “рука” и - нэс “дотронуться”, т. е. “дотронься рукой”.Это одно из наиболее очевидных на Украине заимствований из адыгского.
Украинский хай “пусть” (например, хай живе незалежна Украина) видимо имеет отношение к кабардинскому хъуэй “хотеть” (в кях. фай).
Гоголевский хутор Диканька (Дикан без финаля - ка) содержит ди- кабардинский “наш” и — кан “воспитанник”. “Кан”, видимо, дал основу украинскому городку Канев. Это слово входит в состав множества адыгских имен — Каншао, Канболет, Кандур, Дзэкан, Пшикан и пр. Популярный песенный рефрен Саусэрыкъуэ ди кан (Сосруко наш воспитанник) мог дать имя Дикан как второе имя нартского героя. Это имя могло укорениться в силу широкого распространения аталычества, когда в рамках системы условностей приемного сына именовали Дикан. Хутор, принадлежащий такому воспитаннику, мог получить наименование Диканов, Диканька. Возможны и другие адыгские этимологии.

К общим этнографическим деталям можно отнести форму и технологию жилища; отапливание жилища кизяком; близкие по конструкции тяжелые деревянные плуги: наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом клок волос на макушке; ткань “черкесину” из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор под названием “кабардинка”; черкесские кафтаны; склонность к хищничеству; обычай побратимства и т. д. В XVI в. в Речи Посполитой был известен род легкой конницы “пятигорские хоругви”, комплектовавшиеся, главным образом, из кабардинских и жанеевских наемников. Едва ли не самый знаменитый атаман XVI в. - Мишка Черкашенин, его имя воспето в казачьем фольклоре.
Новейший исследователь настоящей проблемы В. Ф. Горленко (Киев) в своей статье обращает внимание на такой интересный источник, как реестр жителей Черкасского и Каневскога замков 1552., в котором содержится большое число имен и фамилий явно черкесских выходцев: Лазука, Горянин, Тока Копытков, Ломан, Семен Скуматов, Гусейм, Нелистон Старый, Степанец Пятигорчин, Жчалаш, Мишко Tepeбердеевич и др. "

Адыгенома.

Здравия желаю люди добрые.Верность принципам похвальна но чего же тянуть за уши всех скопом.Тюркских диалектов полно а еще еврейская мова.Но если Вы адыг тады ой.

Немного поправлю.Не "черкЕсы" а черкАсы.Так называемый "черкЕсский" проект был запущен турками только в девятнадцатом веке.Так называемые "черкЕсские" поселения на кавказе вообще появились только в начале двадцатого веке.Флаг современной республики адыгея придумал вообще шотландец.Позаимствовав тамгу западных козак-черкасов.Ну и уж не говоря о написании латинскими буквами "сircassi".Тем более что в летописях везде типа этого.
«И сконе свою дружину пойде, пойма с собой Вячеслав полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы».
Где уж адыги,турки и прочие увидели в латинском написании "Е" только им и ведомо.

Черкесы - тюркское название, на "латыни" были зихи.

Но если Вы адыг тады ой

Вот я не адыг и не тюрок.. и что?Что за маниакальность подгонять историю исключительно под занюханные шаблоны.Не имеющие никакого отношения к реальности.

Re: Но если Вы адыг тады ой

Сведения находит свободный полет мысли. Пусть какие-то попытки окажутся совершенно мимо. Но если изначально ограничивать для себя горизонт, то вообще ничего не будет. Так бы и жили по двум детским сказкам.

Edited at 2014-07-16 15:44 (UTC)

оставляя при этом клок волос на макушке

Подкину еще немного."Оселедец","лыцарь","хортица","хохол",слова однокоренные.Корень слов-мужчина.Не затрагивая темы о типичных адыго-черкасо-кабардинских (украинских) фамилиях с окончанием -ко.Кстати там не только окончание "ко-сын".Фамилии переводятся с диалекта хатто-адыгского на русский язык.Очень даже интересные переводы получаются :)

Пучок волос на голове. Имело особое значение

Вот кстати да.Носить оселедец просто так было не возможно.Для того что бы получить возможность необходимо было выполнить целый ряд условий.Призваться в сечь в двенадцатилетнем возрасте (один сын ),пройти пятилетний курс обучения и по окончании принять обряд безбрачия и сменить фамилию на прозвище и многое другое.Собственно оселедец,наподобие современных воинских погон, это признак прошедшего обучение в сечи и получившего статус ко зак.

Re: Пучок волос на голове. Имело особое значение

>>>диалекта хатто-адыгского

- А существует или когда-либо существовал такой диалект?

Одно время у некоторых мужчин украинцев к 35-40 годам сама по себе прическа становилась вот такой... как то появлялись залысины вокруг чуба и он сверху рос... с боков тоже были волосы, но летом жарко и их выстригали или брили... явно на кого то казаки хотели быть похожи... евреи вон еще глупее и стали делать обрезание, а ведь Магомет родился "обрезанным"... и в жизни есть такие рожденные "обрезанными" мальчики...
так что был кто-то с определенными "признаками" и под них стали подделываться... ну а прическу сделать проще простого... или имя чужое себе присваивают некоторые...

Да, люди переимчивы.

Edited at 2014-08-01 12:49 (UTC)

Чинганчгук и т.д.

У Североамериканских индейцев по книжкам, тоже с волосами было, для срезания скальпа удобно браться за клок волос, хотя подоплека одна и та же:
в первом случае - захоронить своих
во втором (индейском) - взять в трофей скальп врага.

Re: Чинганчгук и т.д.

снятие скальпов - это французское ноу-хау

тогда ХАТ(ХЪЭТ) это еще и предки современных туркмен-огузов,они ведут родословную от МАСА ХЪЭТов

Re: Чомбас - чумбас - чембас - кика - кыка в Болгарии

Превосходные иллюстрации!

>>>По мнению Л. Г. Лопатинского, украинское фамильное окончание “ко” происходит от адыгского “къо” (“къуэ”)

Более вероятно из алтайских языков - тюркских или монгольских. "Хо" или "хуу" в современном халха-монгольском. Как тюркское "кара" по-монгольски получается "хар", "хара".

В абхазо-адыгских не получается "сквозного" наличия слова, которое есть в кабардинском. Так что неясно что с абхазо-адыгскими языками. А с украинским более вероятно заимствование из более мощного, многочисленного и высокорангового общества или обществ - какого-то тюркского или монгольского.

>>>нан (мать) - “нэнька”;

- "Нан", "нана" широкораспостренное слово из детского периода жизни человека. Слово этого корня или буквально точно такое в таких разных языках как чеченском, английском (nanny - нянечка), мегрельском.

Украинский и английский - индоевропейские языки. Поэтому можно предположить, что это общее индоевропейское наследие.

Украинский, английский и мегрельский - ностратические. Поэтому можно предположить, что это общее ностратическое наследие.

Но абхазо-адыгские, это уже языки родственные китайским, тибетским и енисейским. Что тут можно предположить в связи с украинским или английским? А не является ли совпадение звучания слова из детского языка просто отражением того, что человек - один биологический вид с одинаковым или близким строением речевого аппарата, одинаковым или близким образом развития от младенца к взроcлому?

>>>тат (отец) - “тато”;

- Аналогично с "нан", "наной". "Тата", "дада", "тятя" - из детского языка многих народов. Вполне вероятно, что не заимствование.

>>>хатэ (усадьба) - “хата”

- "Hut" - хатка, шалаш, лачуга на английском. Однокоренные есть и в других индоевропейских языках. Так что тоже вероятнее, что это во-первых не от адыгов, во-вторых вообще свое - уж не знаю, специфически славянское или может вообще индоевропейское.

И далее в том же духе. Созвучные слова механически собраны в набор. Ни проверки происхождения слова в соответствующих языках, ни проверки наличия созвучных слов в других, третьих и десятых языках.

Отчего невозможно судить насколько версии достоверны. Из того, как подано можно посудить, что недостоверны. Но вообще исключать не стоило бы. Адыги и сейчас живут не в самых горах, выше них карачаевцы, балкарцы, выше которых сваны. А чем раньше в глубь истории, тем дальше от гор и тем дальше в степи. Первые предположительные упоминания адыгов в Западной Евразии вообще где-то у Дона. Где-то там могли и пересекаться.

Edited at 2014-07-16 15:43 (UTC)

В Приазовье документально зафиксированы пересечения - кулачный бой Мстислава с Редедей, взятие касогами Тмутаракани и т.д.

на основании "авторских методов" - легко предполагается/ исследуется/ доказывается, что украинцы произошли от японцев...

в желании обрубить русские корни - побеждает глупость. бестолковый недоучка-политикан Грушевский сто лет назад высосал из пальца то, что потом оказалось государственной "обманкой".

ИМХО: под ником "Андрея Степаненко" пишет не один человек, а по крайней мере - трое - ??

Степаненко уже не пишет. Похоже, я спекся :(

А копипастить чужие тексты имею полное право, и никто мне здесь не указ.

Почитать комментарии, то многие хотят доказать что и Русь отсутствовала в Украине))) тогда у кого воровал Даль "великий" руський язык для Москвы?
цитату я уже давала из воспоминаний Даля:
"""3 марта 1819 года… мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Чёрное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил бессознательно основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал[3]."""
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
Даль впервые побывал в Николаеве - Руси!!! и там начал собирать свои слова и продавать за деньги Москве для создания великорусского языка в Москве...
есть ось Питер- Николаев... от нее расходились и распространялись и языки и прочая человеческая нечесть - цивилизация... в том числе казаки- разбойники и прочие религии... Киев на этой оси и основной крест- перекладина христианства там создан...

в своей жажде унизить украинцев многие и себя глупцами выставляют)) эх л-юди, явно ваши предки были использованы или родились в результате использования жидами "права первой ночи"...
был один общий язык и кто то им обладал и знал... соединение русского, украинского и белорусского помогли бы его вспомнить... но появились немые-немцы - обезьяны без речи и права речи- говорить, но хитрых и высокомерных как жиды... и появились л-юди с ворованным языком... а их главный разбойник стал их Господом- Яхве... кого то заставил забыть свой всеобщий язык, настоящую речь исказил и создал много разных... себе приворовал "русский", но исказил до современного... много в общем идиотизма от л-юдей... особенно если они хотят соседа унизить чтоб над ним возвысится... только себя то при этом еще больше опускаете...

В смысле унизить украинцев???? Вот я черкес, например, и что? Отдалённое родство со мной - это западло?

А существует или когда-либо существовал такой диалект?

§ абхазский язык § абазинские языки § касогский языковый континуум
¤ восточные диалекты
• самурзаканский (чхуартал) д.
• абжуйский литературный д.
- джигардинский говор
- атарский говор
- поквешский говор
†• верхне-кодорский диалект:
- цебельдинский г.
- дальский г.
• сухумский (гумский, гудоут, абжяквинский)

¤ западный диалект
• бзыбский д.
- калдахуарский (отхарский) г.
- лыхненский г.
- аасуйский г.
¤ Садзский (южно-абазинский язык):
• садзский (джихский, приморский) д.
- говоры: цандрыпш, кечба, аребда
• горно-южно-абазинский
(медовеевский, медозюйский) д.
- говор чуа
- говор псху
- говор чужи
- говор чужгуча
- говор ачипсоу
- говор аибга

¤ Абазинский (северо-абазинский,
?безшагский?) язык:
• литературный диалект
• диалект тапанта (басхогский,
алты-кесекский, бешкесекский)
- кубино-эльбурганский говор
- красновосточный (глымвокт) г.
• диалект ашхарауа (шкараот)
- кувинский г.
- апсуйский говор


¤ Адыгский язык:
• литературный диалект
• шапсугский диалект:
- прикубанский (северный) говор
- приморский (южный) г.
- псеушхинский г.
- хакучинский г.
• бжедугский диалект
- хамышеевский г.
- черченеевский г.
• темиргоевский
(чемгуйский) диалект
• абадзехский диалект
• диалекты, исчезнувшие в 19 веке:
- жанеевский д.
- натухаевский д.
- егерукаевский д.
- мамхегский д.
- махошевский д. ¤ Кабардино-черкесский язык
• кабардинский д.
- литературный г.
- баксанский г.
- терский г.
- малкинский г.
• моздокский д.
• черкесский д.
- литературный г.
- хабезский г.
- абазактский г.
- псоче-дахе г.
- эрсакон г.
- первомайско-подкумский г.
• кубанский д.
• бесленеевский диалект-язык

† убыхи (апёх)
• приморско-убыхский диалект: субешхский г., говор хизе (хобза, пшогия),
варданский г., говор псахе (мамай, чизма), говор саше (сачва, сашсё),
хамышский (хостинский) г.
• горно-убыхский диалект

Re: А существует или когда-либо существовал такой диале

Вот, скажем, бзыбский диалект или кабардинский язык - как узнать, что они существуют? Пойти да послушать носителей.

А как узнать, существовал ли латинский язык - пойти и почитать массу текстов за много сотен лет.

А как узнать, существовал ли когда-либо "хатто-адыгский диалект". А никак. От носителей не услышать. Письменных источников нет. Ничего нет. Когда ничего нет, тогда можно что угодно выдумать. Почему тогда не "хатто-марсианский"?

тогда ХАТ(ХЪЭТ) это еще и предки современных туркмен-ог

С высокой вероятностью не хаттов а хЕттов.Государственным и культурным,но не генетическим, базисом хеттов были хатты.

Более вероятно из алтайских языков - тюркских или монг

Это не "вероятность" а притягивание за уши.-ко только у днепровских черкас и у адыгов.Дальше можно не фантазировать.