?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Княжеский Отъезд
Веселый
chispa1707
Термином "отъезд" на Руси обозначалась ситуация, когда вассал находил повод и рвал отношения со своим сеньором. Само собой, приходилось возвращать взятые у сеньора в кормление земли и крестьян и, - об этом не пишут, но я уверен, - возвращать местную королеву этих земель. В условиях матриархата жена и есть единственный залог власти над ее приданым, в том случае если она княжна - над землями и людьми.
Поскольку имущество остается за ней, ничего страшного в таком разводе нет. В Ирландии разрешалось выдавать дочку замуж не более 27 раз - власть и секс шли рука об руку, и никто этого не стеснялся. Менгли-Гирею, тогда уже состоявшемуся властителю, сразу же предложили взять его мать замуж, едва она овдовела. Менгли не согласился, - сын от такого брака рано или поздно поставил бы под вопрос его собственное положение.

ЦИТАТА: 1489 в декабре князь Дмитрий Федорович Воротынский перешел на московскую службу. Причем он перешел не только со своей наследственной вотчиной, но и с землями, пожалованными ему Казимиром (которые должен был при «отъезде» возвратить).

Соответственно, двусмысленными становятся следующие свидетельства:
1173 Отъезд а Польшу Ольги с сыном Владимиром и многими др.боярами
1247 Отъезд Андрея и Александра Ярославичей в Орду
1267 Отъезд Ярослава III из Новгорода
1354 Смута в Московском княжестве; отъезд московских бояр "на Рязань"
1575 Отъезд Стефана Батория из Трансильвании в Польшу

Видел прямой запрет Великого князя отъезжать своим вассалам. Мол, пусть только попробуют!

И вот здесь радикально иначе смотрится Казанский парадокс: когда в 1479 году умер хан, его вдову выдали замуж за Крымского хана, а сына отправили в Москву.
Ясно, что земля и люди, принадлежащие вдове, как ее приданное, остались за ней. Это нешуточный капитал, который казанцы не могли просто присвоить, и они этот капитал вернули.
Сын - отдельный разговор. В Турции сыновей предыдущего султана при перевороте попросту вырезали - дабы устранить высокородных конкурентов. Здесь нет переворота, и я думаю, что кто-то из московских князей, скорее всего брат умершего хана взял мальчика в семью, как своего. В истоках это нормальная воинская практика: если твой брат погиб, ты берешь на себя заботу о его семье. Его жена - твоя жена, а его дети... остаются детьми брата, но заботиться о них следует как о своих. Таковы этические правила.

  • 1

взял мальчика в семью, как своего

....) В московии практиковалась стандартная ордынская система обмена заложниками,близких родственников правителей.Как вассальных так и просто соседних.В данном случае тоже.

Re: взял мальчика в семью, как своего

Не всегда все так. Вы забыли о праве сеньора на первую ночь и - соответственно - праве сеньора на первенца. Так было везде. Рыцарь мог взять удел только за женой, а жениться только после присяги сеньору, а вступить в отношения с невестой только после проведения церемонии дефлорации.

В Европе это все всплыло, а наши историки стесняются, типа у нас феодализм был другой, высокодуховный...

Блин , ну вот мешать в одну кучу традиции разных стран это архиглупо .Какие нафиг дочери и вдовы ? Да у нас в хрониках и документах даже намеков на это нет . Точнее наоборот . Я читал указ кажись где то начало 17 века о том , что бы у конкретных вдов, после смерти их мужей, не забирать поместье обратно в казну.Но это было , как я понял, исключение.
Если вы не в курсе но у нас боярам зарплату платили .

Edited at 2014-08-12 12:06 (UTC)

На мой взгляд, эта версия недостоверна.

Господи ну какие версии когда есть документы и очень много ?

Боярин это военно-племенная знать. Если проще, крутой-прекрутой индейский вождь. Оцеола вождь сименолов.

Чем его можно купить? Бусами для его жен?

http://well-p.livejournal.com/723568.html

Боярин изначально простой дружинник. Это князья были вождями.

И зачем тогда было переписывать солдатские (боярские) родословия? Оставили бы их как есть - бравыми ребятушками :)

Думаю, это байка того же сорта, что славянин это прирожденный раб. А мамелюк, ставший султаном, прежде непременно должен быть украден и вывезен из Черкессии в качестве раба.

Привет, Андрей!
есть мнение, что:
Боярин и князь - аристократия разного происхождения.
Князь-конязь-кёниг-конник-кинг (и как-то там рыцарь-лыцарь-риттер-рейтар) - это всадническое сословие военно-владельческой аристократии.
Боярин-бай-бей - это торгово-владельческая аристократия.
Могли быть этнически разными? Вполне. Отсюда возможны различия практики оммажа. Но сути ритуала различия не меняли.

У вас толковая версия вассальных отношений и толковая версия матриархата и патриархата. Мне нравится.
Тогда (в рамках ваших версий) в переходный период от матриархата к патриархату могло быть одновременное сосуществование старой ритуальной практики передачи прав и новой.

Отечественные историки акцентируют момент, отраженный в переписке Грозного с Курбским: Курбский в "старых" понятиях считал свой отъезд правом смены сюзерена, а Грозный в "новых" понятиях рассматривал его предательством. Курбский, кстати, жену оставил.

well_p указал на исключительный характер неотъемлемых наделов для вдов в 17 веке. Опять же из эпохи Грозного: опричнина - это неотъемлемый надел вдовы. Вполне себе общий имело характер. Грозный ввел опричнину для себя - что было революционным. В вашей, Андрей, парадигме - распространил на себя матриархальное право. В собтвенном смысле - власть.

Пока вижу, что ваша берет верх.

Спасибо за поддержку.
Да, разноэтнические правящие касты быть могли. Так было, судя по контексту, в Египте.
каста воинов-землевладельцев (арабы?)
каста купцов (?)
каста церковников (армяне)
каста чиновников (греки)

И, да, у них были конфликты и взаимное этическое отторжение.

Рыцарь-л1ыцэры1о, “знаменитый воин”, где л1ы - “мужчина”, а цэры1о - “известный”, “знаменитый”(лыцарь укр) адыгизм.Уж не знаю когда слово проникло в европу но предполагаю что нарицательно стало использоваться совсем недавно.

Слово "лыцарь" активно использовалось до восемнадцатого века как у западных,днепровских черкас(ко зак) так и у восточных(кавказ).

  • 1