chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Днепровско-Бугский канал

Днепро́вско-Бу́гский кана́л (ранее — Короле́вский канал) — судоходный канал на территории Полесья в Белоруссии, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы).

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Ежи Оссолинским

1786 в честь оказания королём денежной помощи на строительство канала была отлита специальная медаль (медальер И. Ф. Гольцгаузер)[6]. Содержание канала обходилось в 100 тысяч злотых, однако из государственной казны выделялось только 60 тысяч

Кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Были построены (разборные) деревянные плотины, позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды.

1867 от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см

БУРЛАКИ И МИНОНОСЦЫ
Канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

1919 территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб), реконструированы сооружения Белоозерской ВПС, сооружен 7-километровый канал по новой трассе КобринВыгода

Канал входил в тыловую зону польской Речной (Пинской) военной флотилии, которая имела в своем составе 6 речных мониторов, 3 речные канонерские лодки и 19 бронекатеров. Эти суда были переведены в Пинск по Днепровско-Бугскому каналу. В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР польская флотилия предприняла попытку отступить по каналу, но из-за преждевременного подрыва шлюза не смогла уйти на Буг и была затоплена.

В 1940 году большая часть этих судов была поднята, отремонтирована и включена в состав советской Пинской военной флотилии, в оперативную зону которой отошёл канал.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала Днепро-Двинским строительно-монтажным управлением Наркомречфлота СССР.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (ГданьскВаршаваБрестПинскМозырьКиевХерсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен[7], а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
В 1772 году Речь Посполитая была разделена, и уже через три года король Польский задумался над строительством так необходимого России канала, соединяющего преимущественно русско-немецкую Балтику с преимущественно русским Черным морем. Деньги и технологии, разумеется, иезуитские.
Здесь определенно 59-летний сдвиг, и канал начали строить не ранее 1834 года. Тогда же и Брест поднялся, не ранее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments